МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Посейдон» неуловимый: стало известно, как обеспечивается суперскорость российским торпедам

Технология опробована: ракето-торпеда «Шквал» движется под водой в воздушной каверне

Президент России Владимир Путин этой осенью рассказал об успехах в создании ракеты неограниченной дальности «Буревестник» и подводного аппарата c ядерной энергоустановкой «Посейдон». Характеристикам этого супероружия посвящена статья Владимира Максимовского, опубликованная в электронном издании «Армейский стандарт». В частности, озвучена версия - за счет чего подводному аппарату удается развивать невиданному для данной среды скорость — более 100 км/ч.

Фото: Министерство обороны России

Разработку «Посейдона», безэкипажного подводного аппарата с ядерной энергоустановкой, вели более семи лет. О ней стало известно в марте 2018 года от Владимира Путина.

В октябре 2025 года президент сообщил, что запустить атомную силовую установку, на которой «Посейдон» прошел некоторое количество времени. Путин подчеркнул, что «Посейдон» не имеет аналогов в мире по скорости и глубине хода, а также по мощности боевой части, которая значительно превосходит даже нашу новейшую МБР «Сармат».

Президент отметил, что у «Посейдона» очень высокие для подводных аппаратов скоростные характеристики. Мощность заряда, устанавливаемого на «Посейдон», по некоторым сведениям, может достигать 2 мегатонн в тротиловом эквиваленте. «Посейдоны» способны передвигаться на глубине более километра со скоростью 60–70 узлов (110–130 км/ч).

Благодаря чему может достигнута такая скорость. По мнению автора статьи, в «Посейдоне» могут быть реализованы технические идеи другой секретной разработки - океанской многоцелевой системы «Статус-6». По сообщениям СМИ, это высокоскоростная торпеда с атомным реактором и огромной ядерной боевой частью. Ее максимальная скорость — до 185 км/ч.

Но и это еще не предел. Так, предшественник «Посейдона» - ракето-торпеда «Шквал» способна развивать еще большую скорость. Она обеспечена за счет того, что она передвигается в так называемой воздушной каверне: при движении вокруг аппарата образуется полость с водяным паром, что значительно, на четверть, снижает сопротивление воды.

Суперкавитационная торпеда «Шквал» способна идти под водой в воздушной каверне со скоростью больше 300 км/ч благодаря реактивному прямоточному двигателю. В движении создается и постоянно окружает торпеду газовая оболочка. В результате торпеда соприкасается с водой только узкой головной частью, а в газовой среде испытывает значительно меньшее сопротивление.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах