Трамп в последние дни неоднократно заявлял о готовности нанести «очень сильный удар» по Ирану в случае жестокого подавления демонстраций. «Если Иран начнет стрелять, мы тоже начнем стрелять», — предупредил он.
Однако, эксперты сомневаются, что Вашингтон стремится к полномасштабной войне или смене режима в Иране, учитывая катастрофические последствия такого шага.
Ведущий научный сотрудник центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин заявил: «Все это вписывается в общий курс США. Они будут делать основной упор не на военную грубую силу... а как раз на подрыв и на дестабилизацию Ирана изнутри».
Эксперты не исключают, что израильские власти уже получили от Трампа «зеленый свет» на возможные удары по Ирану.
В ответ на угрозы Тегеран предупредил о готовности нанести ответный удар по американским объектам в регионе. На фоне эскалации риторики Госдепартамент США рекомендовал своим гражданам покинуть Иран.
Старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин рассказал «МК», что Трамп не просто так «уцепился» за тему Ирана.
- Двенадцатидневная война Израиля и США против Ирана, вспыхнувший в июне, не разрешила глубинных противоречий между сторонами. По некоторым данным, Израиль ещё в конце прошлого года активно лоббировал в Вашингтоне новые военные шаги против Тегерана. Сообщалось, что одним из ключевых вопросов во время визита Нетаньяху в США как раз и было давление на американскую администрацию с этой целью. Это — важный фактор.
- А какова вероятность удара по Ирану?
- Точный прогноз дать сложно, особенно учитывая характер Трампа, но угроза весьма существенна. На мой взгляд, Трампа окрылил успех спецоперации в Венесуэле. Когда такие действия проходят без серьёзных последствий, у политика может возникнуть ощущение вседозволенности и склонность к новым рискам. В его окружении, конечно, есть и голоса разума, призывающие к диалогу с Ираном, но Трамп известен тем, что полагается на своё чутьё. Он может принять решение внезапно. Так что угроза реальна, хотя и не стопроцентна.
- Наземное вторжение исключено?
- Крупномасштабную наземную операцию я практически исключаю. У США сейчас просто нет для этого необходимых сил в регионе. Против такой страны, как Иран, с населением в 90 миллионов и со значительной армией, потребовалась бы огромная группировка, которую нужно долго перебрасывать.
Трамп, как известно, противник затяжных войн «на земле», которые могут погубить его электоральные перспективы. Возможны лишь ограниченные рейды спецназа, но это не полноценная наземная кампания. Если что-то и будет, то, скорее всего, удары авиации или крылатыми ракетами. Наземной операции не будет, но авиация не оставит камня на камне.
Трамп стремится избежать любого длительного и затратного вовлечения. Для него точечные удары или даже ограниченный обмен ударами — это одно. А затяжная наземная война с непредсказуемыми последствиями — совершенно другое, чего он, безусловно, не хочет. В этом можно быть уверенным практически на сто процентов.
- По каким целям могут нанести такие удары?
- Варианты могут быть разными — от демонстративного удара, чтобы просто «показать флаг» и быстро замять вопрос, до более масштабных атак. Например, по объектам иранских сил безопасности или даже с целью ликвидации части руководства. Сейчас, я полагаю, Трампу как раз и представляют разные сценарии. Какой он выберет, если выберет, — предсказать невозможно.