«Я считаю, что сотрудничество между Кореей и Японией сейчас важнее, чем когда-либо, поскольку мы должны продолжать двигаться вперёд к новому, лучшему будущему в условиях этого сложного и нестабильного международного порядка», – заявил Ли Чжэ Мён в начале саммита.
В ходе совместной пресс-конференции после переговоров лидеры заявили, что договорились о сотрудничестве в таких областях, как цепочки поставок, искусственный интеллект, меры по борьбе с транснациональной преступностью и проведение анализа ДНК останков, которые могут принадлежать корейским рабочим, работавшим по принуждению, и которые были обнаружены в прошлом году на территории бывшей японской подводной шахты.
Такаити в свой черёд заявила, что подтвердила свою решимость и дальше улучшать отношения Японии с Южной Кореей, «поскольку я считаю, что обе страны должны сотрудничать и вносить свой вклад в стабильность в регионе». Хотя, конечно, слышать из уст японского премьера слова о стабильности в регионе после её недавних заявлений в адрес Китая весьма странно.
Санаэ Такаити также пообещала поднять японо-южнокорейские отношения на ещё более высокий уровень.
Менее чем через три месяца после вступления в должность Такаити пользуется высоким рейтингом одобрения, но её партия имеет большинство только в одной из двух палат парламента. Растут предположения о том, что она может планировать досрочные выборы в надежде получить больше мест. Оттого мы и наблюдаем столь энергичную политическую работу.
Всё во встрече Ли Чжэ Мёна и Санаэ Такаити было пропитано символизмом. Японский премьер принимала южнокорейского гостя в древнем городе Нара (и её родном городе), известном своими ценными оленями и многовековыми буддийскими храмами.
Нара, центр культурного обмена между Корейским полуостровом и Японией в древние времена, «имеет особое значение в то время, когда корейско-японские обмены важны как никогда», – заявил Ли.
В среду Такаити проведёт для Ли Чжэ Мёна экскурсию по храму Хорю, в состав которого входят постройки конца VII или начала VIII века. Они относятся к числу старейших сохранившихся в мире образцов деревянной архитектуры и иллюстрируют принятие буддизма Японией через Корейский полуостров. Ли также встретится с жителями Южной Кореи в Японии, прежде чем вернуться домой во второй половине дня.
Культурные, религиозные и политические связи Японии с Корейским полуостровом имеют древнюю историю, но в современную эпоху эти отношения неоднократно нарушались спорами, возникшими в результате жестокого колониального правления Японии в Корее с 1910 по 1945 год.
Премьер-министр Японии сталкивается с обострением торговой и политической напряжённости в отношениях с Китаем из-за своих высказываний о Тайване, которые вызвали гнев Пекина спустя несколько дней после вступления Такаити в должность премьера.
При этом Ли Чжэ Мён напомнил Такаити о важности трёхстороннего сотрудничества с Китаем. Трёхсторонний саммит, который Япония должна была провести в прошлом году, не состоялся из-за ухудшения отношений Токио с Пекином.
На прошлой неделе, находясь в Пекине на переговорах с китайским лидером Си Цзиньпином, Ли заявил журналистам, что отношения с Японией так же важны, как и отношения с Китаем, но возможности Южной Кореи по содействию примирению между соседними странами ограничены.
По мнению аналитиков, для Южной Кореи действительно нереалистично выступать в роли посредника. Сеулу куда лучше прагматично стремиться к продуктивным отношениям со всеми соседями, одновременно отстаивая принцип, согласно которому ни один субъект не должен в одностороннем порядке изменять статус-кво в регионе силой.
Ли заявил, что два лидера договорились найти способы наладить более всеобъемлющее партнёрство в сферах экономической безопасности, науки и технологий. Он и Такаити также обсудили Северную Корею и договорились о сотрудничестве в усилиях по достижению полной денуклеаризации страны.
Япония и Южная Корея, являющиеся ключевыми союзниками США, подтвердили стратегическую важность своего сотрудничества, в которое также входит Вашингтон, но не прокомментировали непредсказуемую дипломатию президента Дональда Трампа или его давление с целью дальнейшего увеличения расходов на оборону, отмечает Associated Press.