МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Водителей большегрузов и автобусов опять ждет затратное новшество

Без цифрового тахографа теперь никуда не уедешь

До 1 июля владельцам транспортных средств придется в экстренном порядке перейти на цифровые стандарты — отныне аналоговые тахографы будут вне закона. Приказ на эту тему подписан Минтрансом РФ.

Фото: Кирилл Искольдский

Решение на самом деле не новое — транспортные чиновники поставили такую цель еще в 2015 году. Теперь установлены конкретные сроки – 1 июля 2016 года. Напомним, тахограф позволяет контролировать режим труда и отдыха водителей, что минимизирует риск ДТП из-за усталости или сна за рулем. Этот прибор обязателен при регистрации любого грузового и пассажирского транспорта в России.

Кстати, в странах Европы аналоговые тахографы были запрещены еще с 2006 года. С этого момента заводы выпускали исключительно автомобили, оборудованные цифровыми приборами технического контроля. В России же сегодня тахографы, отвечающие всем европейским правилам, необходимы лишь на транспорте, осуществляющем международные перевозки.

Нынешний запрет на использование аналоговых контрольных устройств обусловлен тем, что они не способны обеспечить оптимальную регистрацию информации. Такие приборы применяются еще с 1975 года, они не записывают историю перемещений автомобиля, подробных изменений скоростного режима и соблюдения режимов отдыха. Эксперты отмечают, что нередки случаи, когда в результате аварии диск для записи режимов работы и отдыха водителей повреждался, и все данные оказывались утеряны. Аналоговый тахограф также не передавал данные о местоположении авто. Поэтому авторы законопроекта полагают, что в результате использования цифровых тахографов удастся уменьшить число аварий на трассах. Это станет возможным благодаря «пошаговой» детализации маршрута водителя, когда в случае возникновения ДТП максимально точные координаты местонахождения пострадавших будут переданы на пульт скорой помощи, службы спасения и ГИБДД.

Как поясняет эксперт Юрий Гайлит, конструкция современного автомобиля сама по себе предполагает переход от механических элементов к электронным, от аналоговых устройств к цифровым: «Корректная работа механических элементов требует постоянного обслуживания, своевременной модернизации и замены отдельных элементов. При этом ключевым преимуществом цифрового тахографа является срок его службы и отсутствие необходимости в его регулярном техническом обслуживании».

И все же эксперты говорят, что пока еще всплеска заказов на переоборудование парка автомобилей и автобусов нет: «Это менталитет русского человека, который не перекрестится, пока гром не грянет. Кроме того, для крупных предприятий переход на цифровые тахографы может оказаться достаточно затратным делом».

При этом представителям некоторых транспортных компаний нововведения совсем не по душе. Дело главным образом в том, что переоснащение обойдется в копеечку. По данным экспертного центра «Движение без опасности», в переоснащении нуждаются порядка 1,3 млн. единиц коммерческого автотранспорта. Так, цена одного цифрового тахографа варьируется от 35 до 50 тысяч рублей. И владельцы компаний не горят желанием тратиться на оборудование транспорта новым оборудованием.

Критики законопроекта также указывают на излишнюю строгость обновленных сроков для переоснащения транспорта. Тем временем, авторы документы говорят, что давали компаниям достаточно времени на переоснащение, а о переходе на цифровой формат в правительстве говорили давно, однако, предприятия его проигнорировали. По данным «Движения без опасности», на конец 2015 года необходимыми устройствами были оборудованы всего 5-7% машин. Директор экспертного центра Вадим Мельников уверен, что такой низкий показатель объясняется тем, что тахографы пока должны ставить только юрлица, а 60% всего грузового транспорта зарегистрированы на физлиц.

Однако, возможно, ускориться перевозчиков заставят новые штрафы. За отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве КоАП предполагает штраф для водителей - от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц - от 5 до 10 тыс. рублей. Для сравнения, размер штрафов за аналогичные нарушения на территории ЕС составляет сумму в 5-10 тыс. евро.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах