МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Плато Путорана, убившее министра Зиничева, хранит другие мрачные тайны

Самое необитаемое место России полно мистических и исторических загадок

Недавняя трагическая гибель министра по чрезвычайным ситуациям Евгения Зиничева и кинорежиссера Александра Мельника привлекла всеобщее внимание к одному из загадочных и негостеприимных районов на севере России — плато Путорана. Это громадное плоскогорье называют самым безлюдным местом на территории нашей страны. Его абсолютно необжитые просторы скрывают немало тайн и следов случившихся здесь трагедий.

Фото: rgo.ru

В переводе с эвенкийского Путорана — «озера с крутыми берегами». Эта удивительная, ни на что не похожая каменная страна находится за Полярным кругом и протянулась более чем на 600 километров с севера на юг и с запада на восток. Площадь — почти с Великобританию, но оседлого населения — ноль.

«Белые великаны»

У многих жителей сибирского севера плато Путорана издавна пользовалось сомнительной репутацией. Ненцы, долгане, нганасаны поколение за поколением называли его страной вечного мрака. Представители этих народов — оленеводы, охотники — старались без крайней необходимости не заходить туда. Впрочем, другие северные аборигены, эвенки, более оптимистично смотрели на возможность «погостить» среди пустынных просторов плато, многочисленные реки и озера которого изобилуют рыбой, а на их берегах можно удачно поохотиться.

Первые научные описания плато Путорана были сделаны менее 200 лет назад. В середине 1840-х известный путешественник А.Ф.Миддендорф подготовил материалы об исследовании этой территории.

Среди коренных кочевников-северян сохраняются предания о том, что в далекой древности Путорану населяло некое могучее племя. Путешественник, антрополог Георгий Сидоров написал по этому поводу следующее: «Подлинные сенсации поджидают ученых… на плато Путорана… Ханты и ненцы из Западной Сибири знают, что… за Енисеем в горной стране долгое время жили «белые великаны», там остались руины их поселений у горных озер... По легендам хантов, горные великаны с восточной заенисейской земли очень давно ушли куда-то на юг… И ненецкие, и эвенкийские легенды указывают на то, что в горах Путорана до сих пор под слоем земли и щебня можно встретить каменную кладку стен древних городов, и площадь таких руин огромна. Якобы далекие прапрадеды некоторых ненцев видели эти развалины, когда они были еще на поверхности, и находили в них бронзовые наконечники стрел, копий и различные украшения... Таким образом, плато Путорана является одним из интереснейших мест, где находятся… артефакты древней цивилизации, обнаружение которых позволит нам приблизиться к разгадке тайны подлинной истории человечества».

В рассказах тех, кто побывал на плато Путорана, порой встречаются упоминания о странных объектах и явлениях природы, с которыми там довелось встретиться.

Среди этой безлюдной пустыни кое-где можно увидеть каменные фигуры — изваяния, считавшиеся у кочевников священными. Но путешественникам попадались здесь на глаза и совсем иные следы присутствия человека: фрагменты стен, сложенных из огромных камней, остатки колоннад… Есть и пещеры, имеющие, возможно, рукотворное происхождение. По преданиям, сохраняющимся среди оленеводов, где-то в такой же пещере спрятана прежними обитателями Путораны их главная реликвия — Золотая Баба.

А вот что записал уже упомянутый антрополог Г.Сидоров со слов пастуха-эвенка из Туры Чапогира. Воспоминания аборигена относятся к событию, произошедшему в августе 1978 года, когда он охотился на снежных баранов в верховьях реки Виви на плато Путорана.

«…Баран после попадания пули… упал в небольшое ущелье... Охотник… стал спускаться вниз, цепляясь руками за ветки карликовой березки, которая росла между камнями. …Он спрыгнул на осыпь и подошел к добытому барану. Но когда случайно взглянул на каменную стену, которая по мере его спуска становилась все выше и выше, то обомлел: перед ним была стена, сложенная руками человека. По его словам, огромные каменные блоки, напоминающие формой кирпичи, густо заросшие лишайником и мелкими кустами, были хорошо видны при свете заходящего солнца… Сверху на стене лежал слой почвы примерно в рост человека... Кладка была видна только снизу, от ручья… Эвенк убежден, что увидел место, где когда-то стоял город горных бородатых богатырей…»

Справедливости ради следует отметить, что у версии о существовании на плато Путорана некой древней цивилизации есть немало противников. Все эти мегалиты, колонны, тоннели они считают творчеством матушки-природы.

Неподалеку от озера Агата расположен один из немногих путоранских «населенных пунктов» — мест, где постоянно обитают люди. Это метеостанция, на которой вахтовым методом несут службу метеорологи. Один из ее ветеранов вспоминал, что в самые темные дни года ему и его товарищам доводилось неоднократно наблюдать странное явление. Вдруг возникают в воздухе вращающиеся световые круги, они постепенно поднимаются от земли к небу, образовав через несколько минут светящуюся спираль. Такое «световое представление» продолжается около 15 минут, после чего свечение спирали постепенно слабеет, и она в конце концов растворяется в темноте полярной ночи.

Фото: Соцсети

Жертвы страны вечного мрака

Никто никогда не узнает, сколько человеческих жизней оборвалось в этом суровом краю. Можно лишь с уверенностью сказать, что на протяжении последних нескольких десятилетий основная часть погибших здесь — туристы.

Один из самых популярных видов путешествий по Путоране — водный. Искатели приключений и ценители первозданных красот в период короткого северного лета пересекают озера, сплавляются по рекам на рафтах, катамаранах, каяках… Удовольствие недешевое, ведь забрасываться на место старта и сниматься с финишного рубежа приходится на вертолетах.

Увы, не всегда количество стартовавших и вернувшихся оказывалось одинаковым. Некоторые группы теряли участников. Особенно часто это происходило во времена «развитого социализма».

— Подробные топографические карты тогда добыть было очень трудно, их же засекречивали, — поясняет ветеран-водник Владимир Богданов. — Поэтому, собираясь на маршрут в столь дикие края, руководители групп зачастую располагали только «слепыми» фотокопиями старых военных карт. А то и вовсе кроками, нарисованными кем-то из бывавших здесь ранее коллег по увлечению. Такие материалы далеко не всегда содержали полную информацию об опасных участках. Поэтому туристов на маршруте поджидали сюрпризы, даже смертельно опасные.

Довелось слышать рассказ одного из «покорителей Путораны». Он за несколько лет до этого лишь по счастливой случайности избежал смерти. «Спасителем» туриста оказался… его любимый нож. Мужик уронил его в воду, а поскольку река в этом месте мелководная, решил попробовать найти пропажу на дне. Предупредил других членов экипажа: мол, я здесь останусь, свой ножик отыщу, а потом по берегу догоню, и во-о-он у того приметного склона, что впереди виден, вы меня вновь на рафт посадите.

Никаких сложностей на этом участке русла туристы не ожидали встретить: ни перекатов, ни быстрин, течение медленное, спокойное. Поэтому просьба не вызвала возражений. Парень спрыгнул с «корабля», быстро нашарил на дне оброненный нож, без проблем добрался по берегу до намеченного места встречи. Но только встреча эта не состоялась — товарищей, продолживших сплав, подстерег не указанный на карте водопад. Туристы его до последнего не замечали: резкий перепад высот, когда спускаешься по течению, издалека не заметен, шум падающей воды уходит вниз, в каменный провал… В итоге эти ребята слишком поздно увидели препятствие на своем пути, выгрести к берегу не успели, и потоком их рафт понесло к сливу. Полет со «ступеньки» высотой несколько метров в бурлящую чашу водопада, где во многих местах выступают над водой большие камни, оказался роковым. Ни тел, ни обломков так и не нашли.

Летом 1983-го при попытке преодолеть водопад на реке Нерал погибло сразу 6 человек из группы туристов, сплавлявшихся на катамаранах.

Погибший Андрей Добрынин. Фото: alp.org.ua

В 2013-м плато Путорана забрало жизнь 35-летнего туриста-экстремала Андрея Добрынина, рискнувшего совершить сверхсложное путешествие — впервые в истории за один раз пересечь пешком все громадное плоскогорье. Надеясь найти попутчиков на этот уникальный маршрут, он разместил в Сети объявление, которое наверняка для многих выглядело как антиреклама: «Поход будет проходить в очень тяжелых условиях... Большую роль будет играть его продолжительность и недостаток еды. Весьма возможен голод. …Особо хочу отметить, что имеется в виду не обычное для пешеходника слегка голодное существование, а настоящий голод с его общей заторможенностью, «падежом» от обессиливания и, возможно, голодными обмороками. При неблагоприятном стечении обстоятельств возможен летальный исход как непосредственно от голода, так и от связанных с ним осложнений…»

Что называется, накаркал. Желающих испытать столь рискованное приключение не нашлось. В итоге Добрынин вынужден был пересекать самые удаленные участки плато в одиночку. Он вышел на маршрут 17 июля. А 31 августа по спутниковому телефону связался с региональным отделом МЧС и попросил срочно организовать эвакуацию. Из-за плохой погоды вертолет смог добраться до места, указанного путешественником, лишь на следующий день. Увы, к моменту прибытия спасателей Добрынин был уже мертв — одолеть столь сложный автономный соло-марафон оказалось выше человеческих сил.

Среди тех «гостей» Путораны, кого там настигла смерть, были не только приезжие туристы, но и подневольные «покорители севера».

В начале «лихих» 1990-х в потоке многочисленных криминальных новостей затерялось известие о страшной находке, сделанной участниками одной из групп туристов-пешеходников. Спустившись на дно каньона, они обнаружили в его склоне грот. Это естественное углубление оказалось настоящей братской могилой: под сводами лежали останки более чем десятка людей.

Кирилл Семенов работал тогда в спасательном отряде. Вместе с несколькими коллегами по службе он вылетал на место происшествия.

— Там сохранились человеческие кости, обрывки одежды, кое-какие инструменты… Ясно было, что погибли очень давно. Над трупами успело «поработать» зверье: почти все скелеты оказались «раздерганы». Но нас удивило, что среди крупных костей некоторые имели странные повреждения — они явно разрублены топором.

После обследования всего этого места сделали вывод: в гроте погибли беглые зэки. Подсказкой стали обнаруженные обрывки тюремных бушлатов и шапок из «свиного меха». Трагедия наверняка произошла в сталинские времена, когда в расположенном километрах в двухстах Норильске и его окрестностях существовали многочисленные «острова» архипелага ГУЛАГ — Горлаг, Норильлаг. Тогда бывали случаи побегов, в том числе и массовых. Зачастую, если «уходили» уголовники, они брали с собой в побег еще и «консервы» — несколько человек из числа работяг. Путь к «большой земле» предстоял неблизкий, и, когда запасы еды кончались, урки убивали таких попутчиков и использовали их в пищу. Именно этим ужасным фактом можно объяснить то, что некоторые кости, обнаруженные в гроте, оказались разрублены: трупы несчастных попросту разделывали топором на части.

Удалось ли найти в архивах информацию о времени и обстоятельствах именно этого группового побега, о его участниках, неизвестно. Однако некоторые конкретные выводы можно сделать и без наличия таких документов.

Большинство бежавших из норильских лагерей двигались на юг вдоль Енисея — самый удобный и короткий путь. Однако лагерное начальство тоже об этом знало. А потому на «магистральном» направлении была налажена довольно эффективная система для перехватывания сбежавших. Видимо, группа зэков, о которой идет речь, решила обмануть своих тюремщиков и рискнула пробираться на свободу по нетрадиционному маршруту — в обход, через плато Путорана. Честно говоря, непонятно, на что они рассчитывали. Ведь это же тысячи километров без дорог, по глухим тундровым и таежным местам: болотная топь, многочисленные реки и ручьи, обрывистые склоны и овраги, бурелом… Но, видно, так допекла их лагерная жизнь, что решились уйти в побег, даже понимая: шансов на успех — один из тысячи.

И этот единственный шанс им не выпал. Судя по всему, беглецы пытались устроить себе временное пристанище в гроте, чтобы переждать непогоду, и там умерли от истощения и холода.

Фото: goarctic.ru

Невероятная «железка»

Среди прямо-таки доисторической природной девственности Путораны можно обнаружить следы деятельности людей — не легендарных «белых великанов», а жителей Страны Советов. Встречаются даже оставленные ими транспортные коммуникации.

В северо-восточном районе плато, где протекает река Амбардах, изумленные исследователи не так давно обнаружили… заброшенные участки железной дороги. Упоминаются в описаниях два «обрывка» сильно деформированного природой рельсового пути протяженностью около 5 километров.

Впервые информация об их существовании появилась в конце прошлого века. Нашлись экстремалы, которые сумели добраться до этих удивительных для сибирского Крайнего Севера объектов и даже сфотографировать их. По крайней мере, в Интернете нашлись кадры с загадочными железками.

— Может, это просто туристский «прикол», сделанный при помощи фотошопа? — спрашиваю у знатока истории отечественных железных дорог Михаила Егорова.

— На самом деле существование таких давно брошенных «мини-магистралей» в Заполярье вполне реальная вещь. Как пример могу привести бывший поселок Нордвик на берегу залива моря Лаптевых — по сибирским масштабам это буквально наискосок от упомянутого участка плато Путорана, но еще севернее его. Там в сталинские времена решили открыть добычу угля для нужд Севморпути, завезли зэков, те построили шахты, поселок… Через несколько лет проект закрыли, людей вывезли, но до сих пор на безлюдном берегу ржавеют старые машины, механизмы… И остатки узкоколейной железной дороги!

— Но здесь-то, на Путоране, зачем было строить железку? Никаких документов, которые объяснили бы — кто? когда? для чего? — пока в архивах не найдено. Люди, знающие об этом техническом парадоксе, высказывают гипотезу, что в тех местах в годы войны строили промежуточные аэродромы для самолетов, которые перебрасывали в СССР из Америки по ленд-лизу. Вот, мол, и понадобилось среди всего прочего проложить рельсовые пути между аэродромовскими объектами…

— По поводу постройки на плато Путорана так называемых аэродромов подскока, которые обслуживали бы АЛСИБ — летящие с Аляски через Сибирь в европейскую часть России группы самолетов, передаваемых американцами Советскому Союзу по ленд-лизу, — очень сомнительно. Ведь этот «коридор» проходил значительно южнее, через Красноярск. Хотя нельзя полностью исключить, что в то время готовили и запасные маршруты для такого воздушного моста.

На мой взгляд, все-таки куда более реальной выглядит версия о том, что в этих местах когда-то пытались организовать разработки полезных ископаемых. В таком случае могли проложить для обслуживания будущих шахт и выработок «островные» железные дороги, связывающие их между собой. А что касается безрезультатного поиска документов о строительстве этих объектов, здесь нет ничего удивительного. Наверняка такими проектами занимался ГУЛАГ или какой-нибудь «спецстрой» и все архивы до сих пор остаются под грифом «секретно».

Кому-то может показаться утопией сама идея — прокладывать железку в арктических сибирских широтах. Однако автору этих строк известно «из первых рук», что подобные проекты в СССР существовали.

Еще в конце прошлого века мне довелось много заниматься историей трансполярной рельсовой магистрали Салехард — Игарка, которую начали прокладывать в конце 1940-х. Успел застать в живых Бориса Георгиевича Степанова — бывшего главного инженера восточного «плеча» строительства (так называемая «стройка №503»). Он рассказывал, что на исходе Великой Отечественной Сталин «заболел» идеей создания межконтинентальной железной дороги Москва — Нью-Йорк, которую ему подкинули американцы во время встреч.

По предварительным прикидкам эта трасса должна была протянуться по нашему северу от Урала до Чукотки, а дальше «перепрыгнуть» через Берингов пролив на американскую Аляску. Правда, с началом «холодной войны» проект был похоронен, однако российскую часть такой супермагистрали Иосиф Виссарионович хотел все-таки построить. Одним из ее участков как раз и стала дорога Салехард — Игарка, прокладывавшаяся в приполярных районах. От Игарки ее предполагали дотянуть до Норильска, а дальше… Степанов еще в бытность свою сотрудником Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС НКВД СССР) лично видел красиво нарисованную для какого-то совещания в верхах «Схему развития железных дорог СССР». Так вот на ней «нитка» будущей трансполярной магистрали тянулась от Норильска на восток, к Чукотке. И проходила как раз через плато Путорана! Ветеран железнодорожного строительства даже обратил мое внимание на это: «Конечно, рельеф местности там очень сложный, зато кругом камень, значит, на этом участке не пришлось бы бороться с коварством вечной мерзлоты. А что касается многочисленных ущелий, рек, скальных террас — в ту пору считалось, что советские инженеры при помощи многочисленных «ударных» отрядов заключенных могут проложить дорогу в любом месте…».

Как знать, возможно, обнаруженные на этом плато коротенькие куски старой рельсовой колеи — это пробные участки железнодорожных путей, созданные под будущую чудо-магистраль.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах