МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Грамотная информационная политика делает российские города более экологически продвинутыми

Городам сегодня важна экологичность не только во взаимоотношениях с окружающей средой, но и в информационном пространстве. Грамотная стратегия продвижения тем защиты природы способна не только решать просветительские задачи, но и побуждать предприятия и власть изменять свое отношение к экологии. Это важно как для относительно небольших городов типа Нижнего Тагила, так и для мегаполисов типа Челябинска.

Роль журналистов в формировании экологической повестки в любом городе чрезвычайно велика. Газета «Южноуральская панорама», фотограф Вячеслав Шишкоедов

Нарисуем в воображении условный город N. Город как город, со своими проблемами и со своими достижениями. В нем работают заводы, по нему ходит транспорт, в нем живут люди… Все вместе, как и везде, они оказывают влияние на окружающую природу. А теперь представим три сценария, как информационная составляющая вокруг этой достаточно привычной жизни города может ее изменить.

Первый сценарий часто можно встретить на наших российских просторах. Назовем его «ужас-ужас». При нем медиа (традиционные и новые) начинают раскачивать негатив вокруг экопроблем. Заводы выставляются абсолютным смрадным злом, власти наделяются чертами безвольности, бездействия и преступного попустительства, ученые бездарями, неспособными предложить решение экопроблем… Каков результат такой информационной стратегии? Исход населения, пессимизация общественных инициатив, отсутствие желания у промышленников и власти хоть что-нибудь изменять, потому что любое их действие нарывается на волну негатива и недоверия…

Второй сценарий кардинально отличается от первого. Назовем его «розовые очки». В нем все лакировано – заводы показываются совершенно безвредными, транспорт не доставляет проблем, все в этом городе N, судя по отчетам, благоухает и пахнет. Каким будет результат такого елея в информационном пространстве? Безнаказанность загрязнителей, беспринципность власти, отсутствие общественной инициативы и как итог – все тот же исход населения, который слышит одно, а видит вокруг кардинально другое.

Но есть и третий сценарий. Дадим ему название «экореализм». Здесь проблемы не замалчиваются, но каждая критика побуждает к поиску предложений по их решению. Промышленники и власти не демонизируются, но и не становятся недотрогами. Общество подталкивается к защите окружающей среды.

Сегодня реализацию третьего сценария мы можем найти в городе Челябинске. У этого города-миллионера интересный набор условий. Потрясающая уральская природа с лесами и множеством водоемов, климат, позволяющий оценить зимой скрипучесть морозов, сходящих с гор, а летом негу пляжного отдыха. Развитая промышленность, обеспечивающая местных жителей хорошей работой, а бюджеты – неплохими налоговыми поступлениями, но, несомненно, оказывающая влияние на окружающую среду. В Челябинске экология всегда была ценностью, а информполитика вокруг нее всегда была более чем горяча. Грамотное построение работы по экологическому просвещению формирует новый тип горожан, для которых необходимость жить в гармонии с природой – это данность. Газета «Южноуральская панорама», фотограф Людмила Ковалева

«С одной стороны, мы наблюдаем запрос общества разобраться в том, какие у нас существуют экологические проблемы, — говорит Марина Дымова, начальник управления экологического просвещения министерства экологии Челябинской области. — С другой стороны, есть четкая позиция властей объяснять людям, что у нас происходит с экологией, что делается для того, чтобы ситуация изменялась в лучшую сторону».

Просветительский подход в освещении экопроблем постепенно создал в Челябинске высокий спрос на экспертное мнение. Непрофессиональные комментарии «экологов» с улицы постепенно перестали устраивать жителей города. Авторитетами и застрельщиками в медиаповестке стали ученые, экологи-практики.

«Челябинские предприятия стали вкладывать миллиарды рублей в экологическую модернизацию, — говорит председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. — И сейчас наступил момент, когда предприятиям нужно учиться говорить о своих экологических достижениях. Мы подталкиваем их к пониманию того, что их целевая аудитория – это обычные люди, которым нужна не заумность отчетов, а прямой разговор. И определенные подвижки в Челябинске произошли и в этом направлении».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах