МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Квадроциклы стали новым источником дорожной аварийности

Волна ДТП с квадроциклами вызвала споры об их регламентации

За последнее время в России произошло сразу несколько резонансных ДТП, связанных с квадроциклами — четырехколесной внедорожной мототехникой. За рулем «квадриков», врезающихся в машины и сбивающих пешеходов, зачастую подростки или пьяные. Как и в случае с питбайками — речь идет о спортинвентаре, которому не место на дорогах общего пользования. Но возможности запретить квадроциклы у властей, похоже, нет, а значит, пока нет и очевидного решения проблемы.

Первые минуты после аварии в подмосковном Тучкове, где 13-летний подросток врезался в перрон автостанции на багги и покалечил двух женщин.

11 ноября в Ростове-на-Дону двое подростков 14 лет на квадроцикле врезались в автомобиль, повредив машину. Оба наездника «квадрика» — водитель и его друг — получили травмы. Полицейским, оформлявшим ДТП, подростки объяснили, что не справились с управлением.

В тот же день в Тучкове (Подмосковье) 13-летний подросток на багги со своим 17-летним пассажиром врезались в автобусную остановку. К счастью, никто не погиб, но две женщины, ожидавшие автобус, серьезно пострадали.

А 24 ноября в Тульской области продолжат судить 47-летнего жителя поселка Плеханово, который в августе насмерть сбил грудного ребенка в коляске. На квадроцикле и в этот раз было двое — водитель и его друг, оба слегка выпившие. Виновник трагедии показывает, что слишком поздно заметил коляску из-за придорожных кустов и не успел сманеврировать.

Квадроциклы — не путать с квадрициклами, которые сродни облегченным автомобилям, — это внедорожная четырехколесная мототехника. По ПДД это не мотоциклы, а отдельный класс спецтехники. Точнее, даже два класса: меньшинство из них ввезены как мототехника и имеют полноценный ПТС с допуском на дороги общего пользования (а также номерной знак). А большинство «квадриков» в России зарегистрированы не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре как самоходная техника и имеют не ПТС, а ПСМ — паспорт самоходной машины. Источниками риска, как правило, становятся именно эти, «нетранспортные» квадроциклы.

Ситуация примерно такая же, как с пресловутыми питбайками: агрегаты эти могут (и еще как!) самостоятельно передвигаться по дорогам и вне их, однако не имеют госномеров. Правда, права на них нужны давно, но до последнего времени в сельской местности этим откровенно пренебрегали.

Сейчас в России активно пытаются «обелить» квадроциклистов, разрешив вождение этого класса техники обладателям автомобильных и мотоциклетных прав. С конца 2023 года водить квадроциклы разрешили с водительскими удостоверениями категорий А и В1 (то есть «сертифицированным» мотоциклистам и водителям экзотических машин категории В с мотоциклетной посадкой).

Обладатели самых распространенных прав категории В (а также грузовых C и автобусных D) свой собственный «квадрик» легально водить не могут без сдачи экзаменов на А/В1. Но... если квадроцикл взят в аренду, то его можно водить и «просто» с категорией В. Не рушить же весь бизнес проката «квадриков»!

А сейчас в Госдуме рассматривают следующие поправки: с категорией В водить квадроциклы можно будет невозбранно («грузовым» водителям такого послабления не вышло, но у них почти у всех легковые права есть и так). Оттепель!

И тут как раз — чрезвычайно вовремя! — волна ДТП с «квадриками». Пусть за рулем в подавляющем большинстве случаев люди, которые не имели права за него садиться (по возрасту или в силу нетрезвости). Но образ квадроцикла как орудия если не убийства, то смертельного риска уже закрепляется в сознании.

Раз есть угроза, значит, с ней нужно как-то бороться. И вот уже жители Звенигорода жалуются на разбросанные по полям и тропинкам «ежи» из заточенной арматуры. Кое-кто из местных (а может быть, и землевладельцы) разбрасывает их на тропах и полевых дорогах, чтобы отучить кататься на лоне природы питбайкеров и квадроциклистов.

— Ловить подростков на байках и квадриках нужно, но это трудно, хлопотно и никому не интересно, — пояснил «МК» сотрудник подмосковного управления ГИБДД. — Это возможно в ходе рейда, когда у въездов в лес стоят инспекторы и проверяют всех проезжающих на мототехнике. Но многие, увидев патруль, сворачивают в лес или на поле. А преследовать их и невозможно (для этого нужны патрульные «квадрики»), и опасно — от страха подросток может «убраться» в канаву или столб, вплоть до летального исхода. Такие случаи уже были. Так что место для «засады» нужно подбирать тщательно.

В ряде регионов обсуждается запрет на заправку на АЗС питбайков и квадроциклов, если у техники нет допуска на дороги общего пользования, а у водителя документов. Такие правила, например, уже частично работают в Татарстане (а за рубежом — в некоторых штатах США). Но насколько они будут действенны, ведь заправиться всегда можно и из канистры?

Возможно, кстати, что это действительно сработает — при одновременном запрете покупать бензин канистрами пешеходам. Логика простая: если ты можешь купить бензин для квадроцикла только за компанию с взрослым автомобилистом, то, скорее всего, этот самый взрослый и «отрегулирует» тебе режим пользования мототехникой. Ремнем да по чувствительным местам.

Вот только юные байкеры народ, в общем-то, отчаянный. А значит, как только им запретят покупать бензин напрямую, жди «эпидемии» краж бензина прямо из баков, как это уже было в советские времена. Да и родители, бывает, с легким сердцем выпускают «дитя» покататься — никто же заранее не думает о плохом. Ведь у квадроцикла не два колеса, а четыре — чего бояться-то?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах