Вроде бы точка поставлена еще в августе. Но мы ведь знаем, что дыма без огня не бывает. То ли экспертное мнение насчет дресс-кода — превентивное, то ли замдиректора Института реализации госполитики и профессионального развития работников образования Дмитрий Жадаев что-то знает.
«Педагоги изначально осознают степень своего влияния на учеников, поэтому введение дополнительного регламента или строгого дресс-кода совершенно излишне», — комментирует он. И подкрепляет такое мнение юридически: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не предъявляет специфических требований к внешнему виду учителей.
Тем не менее в школах есть внутренние правила распорядка, локальные акты. В которых можно прописывать все, чего директорат или родительский комитет ожидают. От преподавателей в том числе: будут ли они носить возле доски каблук или клобук? Хотя и в таком случае голос администрации и общественности — совещательный.
«Стандарты одежды» для педагогов, и особенно школьных учителей, — не такая уж простая тема. Не только одежда, но имидж вообще, поведение, ведение соцсетей. Все помнят давешние «фото в купальниках» (и не только), связанные с ними прецеденты увольнений «за легкомысленность и несоответствие статусу».
Сами учителя вполне осознают важность того, как они выглядят, и «статусность» одежды. Форумы молодых педагогов полны просьб и советов на этот счет. Там с понятными в контексте зарплат шутками-прибауткам опытные коллеги советуют стиль «тихая роскошь».
Баланс современности и консерватизма — так видят желаемый стиль учительской одежды в профильном комитете Совфеда. В Госдуме же представители одной из партий предложили оставить учителей в покое и не увольнять их из-за того, как те выглядят. И, если по-парламентски, отвязаться от педагогов из-за публикаций в соцсетях.
В 2012 году конкурс «Учитель года» выиграл учитель с дредами. И это было уместно (тогда), ведь его профиль — мировая художественная культура (МХК).
И всем, кажется, ясно, что в художественном колледже или джазовой академии принят один внешний вид у учителей, в кадетской школе — другой, в лицейской или гимназической — третий. Сейчас, к счастью, нет товарного дефицита, и внешний «лук» всегда можно собрать исходя из своих возможностей и правил игры, принятых на рабочем месте. И молодые, и опытные вполне справляются.
Если осталось кое-что с прошлых времен неизменным, и это не наша система всеобщего и бесплатного образования, — это молодые учителя, которые приезжают в сельские районы, в малые городки после окончания вуза. По линии «Земского учителя», например.
В такой конструкции со времен Валентина Распутина и его «Уроков французского» мало что изменилось. Разве что Интернет появился. Истории о том, как современные учителя впечатляют ребят из глубинки, несут не только знания, но и «огни большого города», можно прочесть в свободном доступе. Пусть это написано не так пронзительно, как у большого писателя, но они тоже повествуют о настоящем. Есть такие рассказы и про девяностые и нулевые годы.
Люди рассказывают, как не только слова и книги, но и одежда, даже духи, которые носила молодая учительница, вдохновили их на лучшую жизнь, показали вообще, что такая жизнь — бывает. И это тоже повод, чтобы не делать из педагогов одинаковых «школьных болванчиков», соответствующих чьим-то «высоким» вкусам. Вряд ли безупречным, зато консервативно-«правильным».
В России вновь заговорили о дресс-коде для учителей: все против, но есть нюансы
Вопрос, может ли учитель одеваться как угодно, вновь встревожил экспертов и родителей