Выставка называется «10 лет в Центре». А начинается отсчет с 2008 года, когда был принят соответствующий указ и начались подступы к освоению идеи создания музея и сопровождающих его институций.
Для создания юбилейной выставки привезли 3,5 тонны гипсоблоков, на которых разместили часть экспонатов, а также строительную сетку под фотографии и документы, связанные со строительством необычного музейного пространства.
Начинается путешествие со столика с карандашами и открытками, на которых можно оставить отзыв о посещении Ельцин-центра. Потом уже выставлены отклики посетителей разных лет, написанные от руки и уже напечатанные. Кто-то сочинил стихи: «Сегодня был я в Ельцин-центре...». Дальше автор делится своими впечатлениями об увиденном, заканчивая их такими словами: «Нам в прошлое не возвратиться, но будем помнить те года».
На стене из строительной сетки — наушники. Можно послушать фрагменты интервью знаменитых гостей центра - Николая Цискаридзе, Наташи Королевой, Данилы Козловского. Металлические и стеклянные панели, черно-белая гамма общего решения создают определенный настрой. Выставка основана на материалах из архивов Свердловской области, Музея истории Екатеринбурга и других институций.
Посетитель подробно знакомится с этапами большого пути высотки, возвышающейся над Екатеринбургом. Рассказ начинается с истории жизни городской окраины, населенной переплетчиками, простым людом рабочих профессий, сословиями побогаче. Позднее на ее месте возвели бизнес-центр, преобразованный в итоге под музейное пространство.
Каждый раздел выставки знакомит с определенным этапом в рождении центра, первыми проектами здания, вероятными местами его расположения. Здесь представлен макет центра, но это одна из его версий, которая не была до конца реализована. Среди тех, кто разрабатывал концепцию музея, был и кинорежиссер Павел Лунгин. Посетитель узнает, в каком направлении шли смысловые и архитектурные поиски.
В экспозиции - проектные альбомы, варианты экспозиции, некоторые из которых так и остались на бумаге. Организаторы выставки попытались ответить на вопрос, почему теперь невозможно представить Екатеринбург без Ельцин-центра.
На стендах — воспоминания людей, живших на окраинной улице 9 Января, ныне носящей имя Бориса Ельцина. Они самые разные, например, о том, как мастерили елочные игрушки из коробочек для духов и пудры, яичной скорлупы. Выставлены найденные в старых домах парфюмерные флаконы первой четверти XX века, пасхальное яйцо, зубная щетка из кости с щетиной, аптечная банка, осколки чашки и блюдца, крышка от заварного чайника. Воспринимаются они как дребезги былой жизни.
Под стеклом разместили обрез винтовки Мосина первой половины XX века и кирпич с клеймом завода Ермолаева конца XIX - начала XX веков. Все эти раритеты предоставлены Институтом истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, Центром историко-культурных исследований «Астра», Музеем первого президента России Бориса Ельцина.
Сохранилась фотография семьи Пестовых, владельцев дома на Тимофеевской набережной. Датирована она 1901 годом. На обороте надпись: «На добрую память многоуважаемым папаше и мамаше от любящих детей Николая и Анастасии Пестовых. 1 мая 1901 года».
На одном из стендов напоминают, как в январе 2013-го шла работа над финальным залом музейной экспозиции, названным залом Свободы. Его решение повлияло на облик всех остальных. К оформлению зала было решено привлечь мастера концептуализма Эрика Булатова, который и создал картину «Свобода», ставшую символом Ельцин-центра. Под стеклом выставлен белый халат художника, в котором он работал над созданием «Свободы» непосредственно в этом центре в 2014 году, и эскиз картины.
На лентах времени, спускающихся вниз, нам напоминают о самых разных событиях в общественной, политической и культурной жизни страны. Например, о достижениях телевидения, в частности о программе «Куклы», героем которой был и сам Ельцин.
Отдельно рассказано о создании анимационного фильма о поисках свободы в русской истории, созданного под руководством Джаника Файзиева в 2014-2015 годах. Его в первую очередь смотрят посетители. Это самая спорная составляющая музейной экспозиции, вызвавшая много споров. И дело не только в посыле, концепции, но и в качестве исполнения. Когда центр только открылся, первые посетители из числа творческих людей недоумевали, зачем вообще заказали такой фильм Файзиеву, а не профессионалам в области анимации. Да и подход Павла Лунгина не всех устраивал. Со временем страсти улеглись, хотя вопросы остались.
В экспозиции представлено несколько гипсовых бюстов Бориса Ельцина, созданных московским скульптором Виктором Крючковым. Так постепенно он подходил к образу памятника первому президенту страны, который встречает посетителей у входа в Ельцин-центр.
К 10-летнему юбилею открылась не только выставка в Арт-галерее, но и фотовыставка «Кадровый голод» Юрия Феклистова, снимавшего на протяжении многих лет первого российского президента и его близких. Эти работы уже выставлялись в московском филиале Ельцин-центра, а теперь их привезли в Екатеринбург.
На фотографиях Юрия Феклистова 1980-1990-х задокументирована жизнь страны, происходившее не только в Кремле, но и на улицах разных городов. Одно из самых впечатляющих свидетельств времени - «Очередь за водкой», снятая в Иркутске в 1988 году. Среди героев Феклистова не только семья Ельциных, но и академик Андрей Сахаров, Егор Гайдар, известные политики, кинематографисты от Рязанова до Михалкова, Мстислав Ростропович в Белом доме в ночь с 21 на 22 августа 1991 года. Этот кадр когда-то облетел весь мир и стал символом России.