Дата обновления страницы: 14.01.2025

Биография

Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Артист балета и педагог, премьер Большого театра (1992–2013 гг.). Народный артист РСФСР.

28 октября 2013 года возглавил Академию русского балета имени Вагановой, 29 ноября 2014 года — избран ректором.

Член Совета при Президента РФ по культуре и искусству (с 21 июля 2011).

Образование

Учился в средней школе № 162 Тбилиси.

1984 г. — поступил в Тбилисское хореографическое училище.

1987–1992 гг. — продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе Петра Пестова.

По решению председателя экзаменационной комиссии Юрия Григоровича был принят в труппу Большого театра. Сделал звездную карьеру от участника кордебалета до премьера.

1996 г. — окончил Московский государственный хореографический институт (диплом о высшем образовании).

2014 г. — окончил магистратуру Московской государственной юридической академии (красный диплом).

Семья

Детство прошло в тбилисском районе Ваке.

Мать — Ламара Николаевна Цискаридзе (19 июня 1931 — 7 марта 1994). Физик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе №162 в Тбилиси. Николай был единственным ребенком в семье, мама родила его в 42 года. В интервью «МК» артист признавался: «Я всегда знал, что я самый любимый. Все двоюродные братья, сестры были сильно старше меня. Я понимал, что мама старше всех своих сестер, а ребенок у нее самый младший. Часто, когда мы гуляли, ей задавали вопрос: «Это ваш внук?» Она всегда с юмором отвечала: «Правнук».

Также Николай Цискаридзе в беседе с журналистом «МК» назвал свое рождение «чудом» и приоткрыл тайну своего появления на свет в столь пограничном для деторождения возрасте матери.

«Я и сам ребенок-чудо, я родился у женщины, у которой был диагноз, несовместимый с рождением детей. Тогда не существовало ЭКО, и никаких подсадок быть не могло, и то, что жизнь зародилась там, где перевязаны трубы, это уже чудо. То, что я родился, — первое чудо в моей жизни». Известно, что мать Цискаридзе просила Богородицу о чуде зачатия.

О своем имени артист в интервью «МК» сказал следующее: «Меня назвали в честь дедушки. Но его назвали в честь Николая Чудотворца, и меня, естественно, тоже. Красивое имя».

Про отца Николай Цискаридзе поведал, что это был «один из знакомых матери, женатый человек. Он давно умер».

Николай Цискаридзе воспитывался отчимом.

Двоюродная сестра — Вероника Ильинична Ицкович (род. 21 мая 1970) — хореограф, жена Егора Дружинина.

Цискаридзе — крестный отец их дочери Саши.

Большой театр

Был солистом Большого театра с 1992 по 2013 годы. Его карьера развивалась стремительно — за время этой деятельности исполнил практически все мужские ведущие партии в известных постановках, причем некоторые партии создавались специально для Цискаридзе. Репетировал под руководством Галины Улановой и Марины Семеновой, Николая Фадеечева.

Вел класс в Большом театре, был педагогом-репетитором Анжелины Воронцовой, Дениса Родькина.

Получил признание как настоящий символ российского балета. 

Ключевые фигуры, сыгравшие роль в становлении и продвижении Цискаридзе

  • Петр Пестов

Один из самых известных педагогов балета, который обучал Цискаридзе в Московском хореографическом училище. Педагог заложил основы его технического мастерства и привил жесткий подход к профессии. Цискаридзе всегда подчеркивал огромную роль Пестова в своем становлении как артиста. В интервью «МК» Цискаридзе признавался, что педагог был настолько требователен и суров, что его звездный ученик даже, случалось, плакал после занятий.

  • Юрий Григорович

Легендарный хореограф и художественный руководитель Большого театра сразу обратил внимание на молодого Цискаридзе. Под его руководством Николай быстро получил ведущие партии, включая сложные роли в балетах «Лебединое озеро», «Баядерка» и «Спартак». Именно Григорович доверял артисту ключевые роли, что и сформировала его звездную карьеру.

  • Марианна Рыжкина

Прима-балерина Большого театра и педагог-репетитор, Рыжкина долгое время работала с Цискаридзе над его партиями, помогая ему развивать артистизм и оттачивать технику.

  • Ролан Пети

Французский хореограф, который пригласил Цискаридзе в свои постановки, такие как «Юноша и Смерть» и «Пиковая дама». Это сотрудничество укрепило международное признание артиста и расширило его творческий диапазон.

  • Галина Уланова (впоследствии — духовный наставник)

Великая балерина часто консультировала Цискаридзе и помогала ему понять тонкости классического стиля и сценической выразительности. Артист называл Уланову одной из ключевых фигур, вдохновлявших его на протяжении всей карьеры.

Помимо наставников продвижению Цискаридзе способствовали его природная харизма, уникальные данные и стремление к совершенству. Он всегда умел привлекать внимание зрителей и руководства, что обеспечивало ему быстрый карьерный рост.

Главные партнерши

  • Светлана Захарова

Одна из самых знаменитых прим Большого театра. Их дуэты с Цискаридзе отличались утонченностью и гармонией. Танцевали в классических постановках, таких как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Светлана подчеркивала эмоциональную глубину Николая, а он — ее техническое совершенство.

  • Мария Александрова

Прима-балерина Большого театра, всегда отличалась сильным характером и энергией. Танцевала с Цискаридзе в таких балетах, как «Дон Кихот», «Жизель». Критики отмечали «техничность и драматизм» дуэта.

  • Анастасия Волочкова

Цискаридзе танцевал с Волочковой на раннем этапе ее карьеры в Большом театре. Их дуэты были яркими, особенно в таких балетах, как «Дон Кихот» и «Спартак».

  • Анна Антоничева

Ведущая солистка Большого театра, танцевала с Цискаридзе в лирических постановках, таких как «Жизель» и «Лебединое озеро». Ее легкость и поэтичность хорошо сочетались с эмоциональностью Цискаридзе.

  • Нина Капцова

Романтичная и очень выразительная балерина. Выступала с Цискаридзе в классических спектаклях. Их партнерство, по отзывам публики, «было наполнено нежностью и драматической глубиной».

  • Галина Степаненко

Признанная звезда Большого театра, была партнершей Цискаридзе в ключевых постановках. Их совместные выступления сочетали мастерство и глубокую драматургию.

Цискаридзе также танцевал с другими выдающимися балеринами, демонстрируя невероятную способность сочетать свою талант с талантом партнерши, что делало все дуэты уникальными.

В Большом театре у Николая Цискаридзе не было официальных протеже, так как он был занят выстраиванием собственной сценической карьеры. Однако:

  • Заметно его влияние на Марию Александрову: их дуэты способствовали ее дальнейшему признанию.
  • Молодая звезда театра Нина Капцова получила признание во многом благодаря совместным выступлениям и поддержке Цискаридзе.
  • На талантливую балерину Анастасию Горячеву Цискаридзе делал акцент, выделяя ее как перспективную артистку.

В последние годы работы в Большом театре Цискаридзе неоднократно критиковал руководство театра, что привело к конфликтам. Несмотря на это, его вклад в историю Большого театра остается неоспоримым.

Цискаридзе неоднократно критиковал руководство Большого театра. Основными претензиями были:

  • Состояние театра и реконструкция здания

Артист ставил под сомнение необходимость и качество дорогостоящей реставрации, называя ее «расточительной».

  • Художественная политика театра

Цискаридзе открыто высказывал недовольство современным подходом к репертуару и распределением партий.

  • Ситуация с покушением на Сергея Филина

В 2013 году художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин стал жертвой нападения с использованием кислоты. Хотя Цискаридзе не был напрямую связан с этим инцидентом, в его адрес прозвучали обвинения в создании «токсичной атмосферы» внутри коллектива.

Кульминация конфликта и увольнение

Руководство Большого театра сочло высказывания Цискаридзе подрывающими репутацию театра. Весной 2013 года ему дважды объявили выговоры за нарушения трудовой дисциплины. В июне его контракт с Большим театром не продлили, что фактически означало увольнение. Цискаридзе заявил, что причиной отказа стала не трудовая дисциплина, а личные разногласия с руководством и нежелание терпеть критику.

Реакция общественности и коллег

Увольнение вызвало широкий отклик. Одни поддерживали Цискаридзе, посчитав, что он не побоялся выступить против системы. Другие указывали на сложный характер артиста и его склонность к резким высказываниям.

Телекарьера

В 2001 году получил травму в автомобильной аварии, из-за чего прервал деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.

С 2004 года Николай Цискаридзе вел балетный раздел передачи «Шедевры мирового музыкального театра».

Член жюри Всероссийского открытого телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица» (ВГТРК), многократно был в жюри телепроектов «Танцы на льду» и «Танцы со звездами» на телеканале «Россия».

С 7 мая 2022 года — ведущий развлекательной программы «Сегодня вечером» на Первом канале.

Многократный участник телевизионного шоу «Танцы со звездами» на канале «Россия 1» (в том числе и как председатель жюри). Постоянный ведущий программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура». 

Книги

  • Цискаридзе Н. Мгновения / Под ред. Гусева О.. — М.: П. Юргенсон, 2007. — 320 с., илл. с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-9720-0038-8
  • Аловерт Н, Цискаридзе Н. Полета вольное упорство... — М.: Театралис, 2010. — 528 с., 32 с. цв. ил., 375 ил. с. — ISBN – 978-5-902492-17-7
  • Цискаридзе Н. Мой театр: По страницам дневника: Книга I / Н. М. Цискаридзе; лит. версия И. П. Дешковой. — М.: АСТ, 2022. — 512 с.,96 ил. с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-146132-4
  • Цискаридзе Н. Мой театр: По страницам дневника: Книга II / Н. М. Цискаридзе; лит. версия И. П. Дешковой. — М.: АСТ, 2024. — 480 с.,128 л. ил. с. — 40 000 экз. — ISBN 978-5-17-159657-6

 

Репертуар

В училище

  • 24 ноября 1991 — солист в «Классической симфонии» на музыку Первой симфонии С. Прокофьева (I, II, IV части), хореография Л. Лавровского; Франц, «Коппелия» Л. Делиба (III акт), хореография А. Горского в редакции С. Головкиной (концерт на сцене Большого театра)
  • 31 мая 1992 — «Большое классическое па» на музыку Д.Обера, хореография В. Гзовского
  • 14 августа 1992 — па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Дженцано», музыка Э. Хельстеда, хореография А. Бурнонвиля (гастроли МАХУ в Вейле, США)
  • 16 июля 1993 — па-де-де из балета «Эсмеральда», музыка Ц. Пуни, хореография В. Гзовского в редакции С. Головкиной (гастроли МАХУ в Японии)

В Большом театре

1992 год

  • 28 октября — Солист (Сверстники Джульетты), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича
  • 6 декабря — Конферансье, «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича

1993 год

  • 13 января — Меркуцио, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 14 января — Французская кукла, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 15 января — Принц Фортюне, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 19 марта — Кавалер (гран-па, четверка кавалеров), «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 16 июня — Дон Хуан, «Любовью за любовь» Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро
  • 24 декабря — Солист (солисты вальса), «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича

1994 год

  • 8 октября — Матрос, «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича (гастроли Большого театра в Австралии)

1995 год

  • 13 января — Щелкунчик-принц, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича
  • 12 марта — Граф Вишенка, «Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова.
  • 18 марта — Юноша, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина.
  • 13 апреля — Джеймс, «Сильфида» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен
  • 3 мая — Ромбарт, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича
  • 14 мая — Золотой божок, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (вариация — хореография Н. Зубковского
  • 29 июня — Паганини, «Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского в редакции В. Васильева
  • 7 июля — Джига, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, Р. Захарова (гастроли Большого театра в Японии)
  • Декабрь — Меркуцио (25 декабря), Трубадур (27 декабря), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского

1996 год

  • 22 мая — Ферхад, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
  • 13 июня — солист в «Антигоне» М. Теодоракиса хореография С. Боброва.
  • 6 июля — «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского (гастроли Большого театра Граце, Австрия)
  • 18 июля — Голубая птица, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (дебютировал на гастролях Большого театра в Граце, Австрия)
  • 20 ноября — Призрак розы, «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера «Приглашение к танцу» в оркестровке Г. Берлиоза, хореография М. Фокина
  • 25 декабря — Король*, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография В. Васильева с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова

1997 год

  • 2 апреля — Принц Дезире, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 22 мая — Граф Альберт, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (27 декабря — в редакции В. Васильева)
  • 26 ноября — Солор, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича
  • 19 июня 1998 — Жан де Бриен, «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 21 апреля 1999 — солист III части** в «Симфонии до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Д. Баланчина.
  • 7 мая 2000 — Лорд Вильсон / Таор, «Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта.

2001 год

  • 27 июня — Злой Гений*, Принц Зигфрид (попеременно), «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича (вторая редакция)
  • 26 октября — Германн*, «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, хореография Р. Пети (мировая премьера)
  • 15 февраля 2003 — Квазимодо, «Собор Парижской богоматери » М. Жарра, хореография Р. Пети

2004 год

  • 13 июня — фея Карабос, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (версия 1973 года)
  • 21 ноября — Классический танцовщик, «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского.
  • 22 декабря — Тезей / Оберон**, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, хореография Д. Ноймайера.

2005–2010

  • 27 апреля 2005 — па-де-де из II акта балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография Р. Нуреева.
  • 19 февраля 2006 — Учитель, «Урок» Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта
  • 23 июня 2007 — Конрад, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
  • 27 октября 2008 — Alter Ego на музыку В. А. Моцарта, хореография В. Васильева.
  • 28 января 2010 — Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета «Пахита», музыка Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки

В других театрах

2001 год

  • 23 января — Ферхад, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича (Мариинский театр)
  • 29 декабря — Солор, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Р. Нуреева (Парижская национальная опера, на сцене театра «Опера Бастилии»)
  • 15 июня — солист в «Рубинах», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского, хореография Д. Баланчина (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден)
  • 7 июля — Золотой Раб, «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина, возобновление И. Фокиной и А. Лиепы (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден)
  • 30 июня 2002 — Принц Зигфрид, «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева (Мариинский театр)

2003 год

  • 23 февраля — Солор, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции С. Вихарева (Мариинский театр)
  • 28 марта — Юноша, «Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха, хореография р. Пети («Балет Асами Маки», Новый национальный театр, Токио)
  • 1 октября 2004 — Судьба-Смерть, мюзикл «Ромео и Джульетта», музыка Ж. Пресгурвика, режиссер и балетмейстер М. Реда («Московская оперетта»)

2005 год

  • 29 марта — Кавалер де Грие, «Манон» на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана (Мариинский театр)
  • 9 июня — «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса, хореография У. Форсайта (Мариинский театр, в рамках фестиваля «Звезды белых ночей»)
  • 16 октября — Полифем, «Смерть Полифема», режиссеры М. Краснопольская, И. Эпельбаум (Лиликанский театр)
  • 25 октября Синий Бог*, «Синий бог» на музыку А. Скрябина, хореография У. Иглинга (в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век», Кремлевский балет, Москва)

2006 год

  • Бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко)
  • Творческий вечер в Мариинском театре: «Рубины» из балета «Драгоценности», «Нарцисс», «Там, где висят золотые вишни», «Кармен. Соло» (в рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский»)

2007 год

  • 18 апреля — Солор, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани (Мариинский театр)

2008 год

  • «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, хореография по В. Нижинскому, Латвийская национальная опера, Рига
  • 19 декабря 2009 — Дроссельмейер / Принц, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Р. Нуреева (Парижская национальная опера)
  • 29 марта 2014 — вдова Симона, «Тщетная предосторожность», музыка Л. Герольда в обработке Д. Ланчбери, хореография Ф. Аштона в редакции М. Мессерера и М. О’Хэйра (Михайловский театр).

Конкурсы, концерты и личные гастроли

1995 год

  • 28 сентября — па-де-де из балета «Корсар», хореография М. Петипа, В. Чабукиани (VIII Международный конкурс артистов балета мадам Ойя в Японии, г. Осака)

1997 год

  • 24 июня — «Тотем» на музыку В. Артемова для шести ударников в исполнении Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского, хореография С. Боброва (VIII Международный конкурс артистов балета в Москве)

2002 год

  • участие в гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева, театр Ла Скала, Милан

2003 год

  • участие в гала-концерте по случаю открытия театра в городе Аполло, США

2006 год

  • 16 и 19 февраля — проект «Короли танца»: «Для четверых» (For Four) на музыку Ф. Шуберта, хореография К. Уилдона (вместе с Итаном Стифелом, Йоханом Кобборгом и Анхелем Корейей, премьера); Учитель, «Урок» на музыку Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта; Кармен, Хозе, Эскамильо, концертный номер «Кармен. Соло»* на музыку Ж. Бизе, хореография Р. Пети (Нью-Йорк сити центр, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти, Калифорния, США)
  • «Синий бог», гастроли в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми

2007 год

  • «Шехеразада», гастроли в Перми, Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Москве (в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес»); во Франции, на сцене каннского Дворца фестивалей (в рамках Фестиваля российского искусства)

2008 год

  • 11 февраля — па-де-де из балета «Жизель», «Гибель розы» на музыку Г. Малера, хореография Р. Пети (партнерша — Светлана Лунькина) — гала-концерт в рамках проекта «Звезды XXI века», Линкольн-центр, Нью-Йорк

2009 год

  • 21 мая — «Падший ангел»* на музыку Г. Канчели и С. Барбера, хореография Б. Эйфмана, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти, Калифорния, США
  • 12 ноября — проект «Короли танца»: Remanso на музыку Э. Гранадоса, хореография Н. Дуато (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко)
  • «Синий бог», «Шехеразада» (Театр Елисейских полей, Париж)
  • «Шехеразада» (Михайловский театр, Санкт-Петербург)

2010 год

  • «Послеполуденный отдых фавна» (Франция: Театр Елисейских полей, Париж и Дворец фестивалей, Канны; Россия: Казань, Челябинск, Ярославль, Нижний Новгород)

2011 год

  • «Послеполуденный отдых фавна» (Михайловский театр, Санкт-Петербург)
  • «Шопениана» (Театр Елисейских полей, Париж)
  • «Синий бог», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна» (театр «Колизей», Лондон)
  • «Шехеразада» (Государственный Кремлевский дворец, Москва, Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы. 30/11/2011)

2012 год

  • «Шехеразада» (Государственный Кремлевский дворец, Москва, Юбилейный вечер Андриса Лиепы. 27/11/2012)

2014 год

  • «Послеполуденный отдых фавна» (Государственный Кремлевский дворец, Москва, Русские сезоны XXI века. 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова посвящается. 09/12/2014)

Возобновление спектаклей

  • 16 января 2010, Большой театр — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина. Исполнители главных партий: Мария Александрова, Марианна Рыжкина, Мария Аллаш, Николай Цискаридзе.

Фильмография

Видеозаписи балетных спектаклей

  • Начало 2000-х годов — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, спектакль Большого театра — Щелкунчик-принц (Мари — Нина Капцова)
  • 1998 год — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева, спектакль Большого театра — Граф Альберт (Жизель — Светлана Лунькина)
  • 2003 год — «Собор Парижской богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети, спектакль Большого театра — Квазимодо (Эсмеральда — Светлана Лунькина)
  • 2006 год — «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского в постановке Р. Пети, спектакль Большого театра — Германн (Графиня — Илзе Лиепа, Лиза — Светлана Лунькина)
  • 2007 год — «Бенефис Николая Цискаридзе»: «Видение Розы» — Призрак Розы (Девушка — Жанна Аюпова), «Послеполуденный отдых фавна» — Фавн (Нимфа — Татьяна Чернобровкина), «Шехеразада» — Золотой Раб (Зобейда — Илзе Лиепа), Кремлевский балет, Национальный филармонический оркестр России, дирижер — Владимир Спиваков.

Другое

  • 1999 — «Николай Цискаридзе. Быть звездой…», документальный фильм Никиты Тихонова (26 мин.)
  • 2003 — «Марина Семенова. Торжество совершенной красоты…», документальный фильм Никиты Тихонова (39 мин.)
  • 2004 — «Короли ночной Вероны», видеоклип
  • 2009 — «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная», документальный фильм Никиты Тихонова (39 мин.)
  • 2012 — «Ералаш» №265, «Мир, в котором я живу» (камео)
  • 2017 — «Революция online»
  • 2017 — «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева», документальный фильм режиссера Светланы Астрецовой (44 мин.), камео
  • 2018 — «КЛАСС», документальный фильм об истории Академии русского балета режиссера Светланы Константиновны Астрецовой (52 мин.), камео
  • 2020 — «PRO-БАЛЕТ с Николаем Цискаридзе», документальный цикл — 41 выпуск, режиссер Никита Тихонов

Награды и звания

  • 1992 — стипендия международной благотворительной программы «Новые имена».
  • 1995 — серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
  • 1997 — I премия и золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» — «Лучший танцовщик 1997 года»; театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; заслуженный артист РФ.
  • 1999 — приз Benois de la Danse в номинации «Лучший танцовщик».
  • 2000 — театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; премия мэрии Москвы в области литературы и искусства.
  • 2000 (2002?) — премия Danza & Danza (Италия) в номинации Best etoile.
  • 2001 — народный артист РФ, Государственная премия Российской Федерации.
  • 2002 — театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»); Орден Чести (Грузия); премия «Триумф»; Государственная премия РФ.
  • 2006 — кавалер ордена Искусств и литературы (Франция); Международная премия мира Объединенной культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
  • 2012 — орден святой равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Дзалиса»).
  • 2013 — Народный артист Республики Северная Осетия — Алания.
  • 2017 — почетный профессор Бакинской академии хореографии (Азербайджан)
  • 2018 — нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры РФ.
  • 2018 — орден Дружбы (3 мая 2018) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
  • Лауреат премии «ТЭФИ-2023» в категории «Лучший ведущий развлекательного ток-шоу» («Сегодня вечером», Первый канал)
  • 2024 — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 января 2024) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность. 

Политические взгляды

  • В июле 2011 года стал членом президентского Совета по культуре и искусству и Совета при президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Также входит в Союз театральных деятелей.
  • В марте 2014 года Цискаридзе поддержал возвращение Крыма в состав России. В том числе подписал обращение деятелей культуры в поддержку политики Владимира Путина в отношении Украины и Крыма.
  • В декабре 2017 года был членом инициативной группы по выдвижению Владимира Путина в Президенты России. В январе 2018 года был зарегистрирован доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года.
  • В 2021-м Цискаридзе вошел в комиссию генсовета «Единой России» по образованию и науке.
  • В 2024 году стал доверенным лицом кандидата в Президенты России Владимира Путина.
  • Выдвигал предложение о необходимости обязательной отработки для выпускников хореографических училищ в течение нескольких лет в театрах России без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России хотя бы первое время; они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».
  • Возражал против предложения бесконкурсного приема детей с 15 лет в хореографические училища.

Блогерство

Официальная страница Николая Цискаридзе

ИСКУССТВО и ЖИЗНЬ

В контакте 315 тысяч подписчиков

Телеграмм-канал

ЦИСКАРИДЗЕ-NEWS

88 870 подписчиков

Личная жизнь

В браке не был, детей нет.

 

 

ФИО

Цискаридзе Николай Максимович (груз. ნიკოლოზ მაქსიმეს ძე ცისკარიძე)

Знак зодиака: Козерог

Рост: 183 см

Вес: 76 кг