Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Артист балета и педагог, премьер Большого театра (1992–2013 гг.). Народный артист РСФСР.
28 октября 2013 года возглавил Академию русского балета имени Вагановой, 29 ноября 2014 года — избран ректором.
Член Совета при Президента РФ по культуре и искусству (с 21 июля 2011).
Образование
Учился в средней школе № 162 Тбилиси.
1984 г. — поступил в Тбилисское хореографическое училище.
1987–1992 гг. — продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе Петра Пестова.
По решению председателя экзаменационной комиссии Юрия Григоровича был принят в труппу Большого театра. Сделал звездную карьеру от участника кордебалета до премьера.
1996 г. — окончил Московский государственный хореографический институт (диплом о высшем образовании).
2014 г. — окончил магистратуру Московской государственной юридической академии (красный диплом).
Семья
Детство прошло в тбилисском районе Ваке.
Мать — Ламара Николаевна Цискаридзе (19 июня 1931 — 7 марта 1994). Физик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе №162 в Тбилиси. Николай был единственным ребенком в семье, мама родила его в 42 года. В интервью «МК» артист признавался: «Я всегда знал, что я самый любимый. Все двоюродные братья, сестры были сильно старше меня. Я понимал, что мама старше всех своих сестер, а ребенок у нее самый младший. Часто, когда мы гуляли, ей задавали вопрос: «Это ваш внук?» Она всегда с юмором отвечала: «Правнук».
Также Николай Цискаридзе в беседе с журналистом «МК» назвал свое рождение «чудом» и приоткрыл тайну своего появления на свет в столь пограничном для деторождения возрасте матери.
«Я и сам ребенок-чудо, я родился у женщины, у которой был диагноз, несовместимый с рождением детей. Тогда не существовало ЭКО, и никаких подсадок быть не могло, и то, что жизнь зародилась там, где перевязаны трубы, это уже чудо. То, что я родился, — первое чудо в моей жизни». Известно, что мать Цискаридзе просила Богородицу о чуде зачатия.
О своем имени артист в интервью «МК» сказал следующее: «Меня назвали в честь дедушки. Но его назвали в честь Николая Чудотворца, и меня, естественно, тоже. Красивое имя».
Про отца Николай Цискаридзе поведал, что это был «один из знакомых матери, женатый человек. Он давно умер».
Николай Цискаридзе воспитывался отчимом.
Двоюродная сестра — Вероника Ильинична Ицкович (род. 21 мая 1970) — хореограф, жена Егора Дружинина.
Цискаридзе — крестный отец их дочери Саши.
Большой театр
Был солистом Большого театра с 1992 по 2013 годы. Его карьера развивалась стремительно — за время этой деятельности исполнил практически все мужские ведущие партии в известных постановках, причем некоторые партии создавались специально для Цискаридзе. Репетировал под руководством Галины Улановой и Марины Семеновой, Николая Фадеечева.
Вел класс в Большом театре, был педагогом-репетитором Анжелины Воронцовой, Дениса Родькина.
Получил признание как настоящий символ российского балета.
Ключевые фигуры, сыгравшие роль в становлении и продвижении Цискаридзе
- Петр Пестов
Один из самых известных педагогов балета, который обучал Цискаридзе в Московском хореографическом училище. Педагог заложил основы его технического мастерства и привил жесткий подход к профессии. Цискаридзе всегда подчеркивал огромную роль Пестова в своем становлении как артиста. В интервью «МК» Цискаридзе признавался, что педагог был настолько требователен и суров, что его звездный ученик даже, случалось, плакал после занятий.
- Юрий Григорович
Легендарный хореограф и художественный руководитель Большого театра сразу обратил внимание на молодого Цискаридзе. Под его руководством Николай быстро получил ведущие партии, включая сложные роли в балетах «Лебединое озеро», «Баядерка» и «Спартак». Именно Григорович доверял артисту ключевые роли, что и сформировала его звездную карьеру.
- Марианна Рыжкина
Прима-балерина Большого театра и педагог-репетитор, Рыжкина долгое время работала с Цискаридзе над его партиями, помогая ему развивать артистизм и оттачивать технику.
- Ролан Пети
Французский хореограф, который пригласил Цискаридзе в свои постановки, такие как «Юноша и Смерть» и «Пиковая дама». Это сотрудничество укрепило международное признание артиста и расширило его творческий диапазон.
- Галина Уланова (впоследствии — духовный наставник)
Великая балерина часто консультировала Цискаридзе и помогала ему понять тонкости классического стиля и сценической выразительности. Артист называл Уланову одной из ключевых фигур, вдохновлявших его на протяжении всей карьеры.
Помимо наставников продвижению Цискаридзе способствовали его природная харизма, уникальные данные и стремление к совершенству. Он всегда умел привлекать внимание зрителей и руководства, что обеспечивало ему быстрый карьерный рост.
Главные партнерши
- Светлана Захарова
Одна из самых знаменитых прим Большого театра. Их дуэты с Цискаридзе отличались утонченностью и гармонией. Танцевали в классических постановках, таких как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Светлана подчеркивала эмоциональную глубину Николая, а он — ее техническое совершенство.
- Мария Александрова
Прима-балерина Большого театра, всегда отличалась сильным характером и энергией. Танцевала с Цискаридзе в таких балетах, как «Дон Кихот», «Жизель». Критики отмечали «техничность и драматизм» дуэта.
- Анастасия Волочкова
Цискаридзе танцевал с Волочковой на раннем этапе ее карьеры в Большом театре. Их дуэты были яркими, особенно в таких балетах, как «Дон Кихот» и «Спартак».
- Анна Антоничева
Ведущая солистка Большого театра, танцевала с Цискаридзе в лирических постановках, таких как «Жизель» и «Лебединое озеро». Ее легкость и поэтичность хорошо сочетались с эмоциональностью Цискаридзе.
- Нина Капцова
Романтичная и очень выразительная балерина. Выступала с Цискаридзе в классических спектаклях. Их партнерство, по отзывам публики, «было наполнено нежностью и драматической глубиной».
- Галина Степаненко
Признанная звезда Большого театра, была партнершей Цискаридзе в ключевых постановках. Их совместные выступления сочетали мастерство и глубокую драматургию.
Цискаридзе также танцевал с другими выдающимися балеринами, демонстрируя невероятную способность сочетать свою талант с талантом партнерши, что делало все дуэты уникальными.
В Большом театре у Николая Цискаридзе не было официальных протеже, так как он был занят выстраиванием собственной сценической карьеры. Однако:
- Заметно его влияние на Марию Александрову: их дуэты способствовали ее дальнейшему признанию.
- Молодая звезда театра Нина Капцова получила признание во многом благодаря совместным выступлениям и поддержке Цискаридзе.
- На талантливую балерину Анастасию Горячеву Цискаридзе делал акцент, выделяя ее как перспективную артистку.
В последние годы работы в Большом театре Цискаридзе неоднократно критиковал руководство театра, что привело к конфликтам. Несмотря на это, его вклад в историю Большого театра остается неоспоримым.
Цискаридзе неоднократно критиковал руководство Большого театра. Основными претензиями были:
- Состояние театра и реконструкция здания
Артист ставил под сомнение необходимость и качество дорогостоящей реставрации, называя ее «расточительной».
- Художественная политика театра
Цискаридзе открыто высказывал недовольство современным подходом к репертуару и распределением партий.
- Ситуация с покушением на Сергея Филина
В 2013 году художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин стал жертвой нападения с использованием кислоты. Хотя Цискаридзе не был напрямую связан с этим инцидентом, в его адрес прозвучали обвинения в создании «токсичной атмосферы» внутри коллектива.
Кульминация конфликта и увольнение
Руководство Большого театра сочло высказывания Цискаридзе подрывающими репутацию театра. Весной 2013 года ему дважды объявили выговоры за нарушения трудовой дисциплины. В июне его контракт с Большим театром не продлили, что фактически означало увольнение. Цискаридзе заявил, что причиной отказа стала не трудовая дисциплина, а личные разногласия с руководством и нежелание терпеть критику.
Реакция общественности и коллег
Увольнение вызвало широкий отклик. Одни поддерживали Цискаридзе, посчитав, что он не побоялся выступить против системы. Другие указывали на сложный характер артиста и его склонность к резким высказываниям.
Телекарьера
В 2001 году получил травму в автомобильной аварии, из-за чего прервал деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.
С 2004 года Николай Цискаридзе вел балетный раздел передачи «Шедевры мирового музыкального театра».
Член жюри Всероссийского открытого телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица» (ВГТРК), многократно был в жюри телепроектов «Танцы на льду» и «Танцы со звездами» на телеканале «Россия».
С 7 мая 2022 года — ведущий развлекательной программы «Сегодня вечером» на Первом канале.
Многократный участник телевизионного шоу «Танцы со звездами» на канале «Россия 1» (в том числе и как председатель жюри). Постоянный ведущий программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».
Книги
- Цискаридзе Н. Мгновения / Под ред. Гусева О.. — М.: П. Юргенсон, 2007. — 320 с., илл. с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-9720-0038-8
- Аловерт Н, Цискаридзе Н. Полета вольное упорство... — М.: Театралис, 2010. — 528 с., 32 с. цв. ил., 375 ил. с. — ISBN – 978-5-902492-17-7
- Цискаридзе Н. Мой театр: По страницам дневника: Книга I / Н. М. Цискаридзе; лит. версия И. П. Дешковой. — М.: АСТ, 2022. — 512 с.,96 ил. с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-146132-4
- Цискаридзе Н. Мой театр: По страницам дневника: Книга II / Н. М. Цискаридзе; лит. версия И. П. Дешковой. — М.: АСТ, 2024. — 480 с.,128 л. ил. с. — 40 000 экз. — ISBN 978-5-17-159657-6
Репертуар
В училище
- 24 ноября 1991 — солист в «Классической симфонии» на музыку Первой симфонии С. Прокофьева (I, II, IV части), хореография Л. Лавровского; Франц, «Коппелия» Л. Делиба (III акт), хореография А. Горского в редакции С. Головкиной (концерт на сцене Большого театра)
- 31 мая 1992 — «Большое классическое па» на музыку Д.Обера, хореография В. Гзовского
- 14 августа 1992 — па-де-де из балета «Фестиваль цветов в Дженцано», музыка Э. Хельстеда, хореография А. Бурнонвиля (гастроли МАХУ в Вейле, США)
- 16 июля 1993 — па-де-де из балета «Эсмеральда», музыка Ц. Пуни, хореография В. Гзовского в редакции С. Головкиной (гастроли МАХУ в Японии)
В Большом театре
1992 год
- 28 октября — Солист (Сверстники Джульетты), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича
- 6 декабря — Конферансье, «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича
1993 год
- 13 января — Меркуцио, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
- 14 января — Французская кукла, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
- 15 января — Принц Фортюне, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
- 19 марта — Кавалер (гран-па, четверка кавалеров), «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 16 июня — Дон Хуан, «Любовью за любовь» Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро
- 24 декабря — Солист (солисты вальса), «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича
1994 год
- 8 октября — Матрос, «Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича (гастроли Большого театра в Австралии)
1995 год
- 13 января — Щелкунчик-принц, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича
- 12 марта — Граф Вишенка, «Чиполлино» К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова.
- 18 марта — Юноша, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина.
- 13 апреля — Джеймс, «Сильфида» Х. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен
- 3 мая — Ромбарт, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича
- 14 мая — Золотой божок, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (вариация — хореография Н. Зубковского
- 29 июня — Паганини, «Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского в редакции В. Васильева
- 7 июля — Джига, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, Р. Захарова (гастроли Большого театра в Японии)
- Декабрь — Меркуцио (25 декабря), Трубадур (27 декабря), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского
1996 год
- 22 мая — Ферхад, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
- 13 июня — солист в «Антигоне» М. Теодоракиса хореография С. Боброва.
- 6 июля — «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского (гастроли Большого театра Граце, Австрия)
- 18 июля — Голубая птица, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (дебютировал на гастролях Большого театра в Граце, Австрия)
- 20 ноября — Призрак розы, «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера «Приглашение к танцу» в оркестровке Г. Берлиоза, хореография М. Фокина
- 25 декабря — Король*, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография В. Васильева с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова
1997 год
- 2 апреля — Принц Дезире, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 22 мая — Граф Альберт, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (27 декабря — в редакции В. Васильева)
- 26 ноября — Солор, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича
- 19 июня 1998 — Жан де Бриен, «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 21 апреля 1999 — солист III части** в «Симфонии до мажор», музыка Ж. Бизе, хореография Д. Баланчина.
- 7 мая 2000 — Лорд Вильсон / Таор, «Дочь фараона» Ц. Пуни, хореография П. Лакотта.
2001 год
- 27 июня — Злой Гений*, Принц Зигфрид (попеременно), «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича (вторая редакция)
- 26 октября — Германн*, «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, хореография Р. Пети (мировая премьера)
- 15 февраля 2003 — Квазимодо, «Собор Парижской богоматери » М. Жарра, хореография Р. Пети
2004 год
- 13 июня — фея Карабос, «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (версия 1973 года)
- 21 ноября — Классический танцовщик, «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского.
- 22 декабря — Тезей / Оберон**, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, хореография Д. Ноймайера.
2005–2010
- 27 апреля 2005 — па-де-де из II акта балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография Р. Нуреева.
- 19 февраля 2006 — Учитель, «Урок» Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта
- 23 июня 2007 — Конрад, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
- 27 октября 2008 — Alter Ego на музыку В. А. Моцарта, хореография В. Васильева.
- 28 января 2010 — Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета «Пахита», музыка Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки
В других театрах
2001 год
- 23 января — Ферхад, «Легенда о любви» А. Меликова, хореография Ю. Григоровича (Мариинский театр)
- 29 декабря — Солор, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Р. Нуреева (Парижская национальная опера, на сцене театра «Опера Бастилии»)
- 15 июня — солист в «Рубинах», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского, хореография Д. Баланчина (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден)
- 7 июля — Золотой Раб, «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина, возобновление И. Фокиной и А. Лиепы (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден)
- 30 июня 2002 — Принц Зигфрид, «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева (Мариинский театр)
2003 год
- 23 февраля — Солор, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции С. Вихарева (Мариинский театр)
- 28 марта — Юноша, «Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха, хореография р. Пети («Балет Асами Маки», Новый национальный театр, Токио)
- 1 октября 2004 — Судьба-Смерть, мюзикл «Ромео и Джульетта», музыка Ж. Пресгурвика, режиссер и балетмейстер М. Реда («Московская оперетта»)
2005 год
- 29 марта — Кавалер де Грие, «Манон» на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана (Мариинский театр)
- 9 июня — «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса, хореография У. Форсайта (Мариинский театр, в рамках фестиваля «Звезды белых ночей»)
- 16 октября — Полифем, «Смерть Полифема», режиссеры М. Краснопольская, И. Эпельбаум (Лиликанский театр)
- 25 октября Синий Бог*, «Синий бог» на музыку А. Скрябина, хореография У. Иглинга (в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век», Кремлевский балет, Москва)
2006 год
- Бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко)
- Творческий вечер в Мариинском театре: «Рубины» из балета «Драгоценности», «Нарцисс», «Там, где висят золотые вишни», «Кармен. Соло» (в рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский»)
2007 год
- 18 апреля — Солор, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани (Мариинский театр)
2008 год
- «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, хореография по В. Нижинскому, Латвийская национальная опера, Рига
- 19 декабря 2009 — Дроссельмейер / Принц, «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Р. Нуреева (Парижская национальная опера)
- 29 марта 2014 — вдова Симона, «Тщетная предосторожность», музыка Л. Герольда в обработке Д. Ланчбери, хореография Ф. Аштона в редакции М. Мессерера и М. О’Хэйра (Михайловский театр).
Конкурсы, концерты и личные гастроли
1995 год
- 28 сентября — па-де-де из балета «Корсар», хореография М. Петипа, В. Чабукиани (VIII Международный конкурс артистов балета мадам Ойя в Японии, г. Осака)
1997 год
- 24 июня — «Тотем» на музыку В. Артемова для шести ударников в исполнении Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского, хореография С. Боброва (VIII Международный конкурс артистов балета в Москве)
2002 год
- участие в гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева, театр Ла Скала, Милан
2003 год
- участие в гала-концерте по случаю открытия театра в городе Аполло, США
2006 год
- 16 и 19 февраля — проект «Короли танца»: «Для четверых» (For Four) на музыку Ф. Шуберта, хореография К. Уилдона (вместе с Итаном Стифелом, Йоханом Кобборгом и Анхелем Корейей, премьера); Учитель, «Урок» на музыку Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта; Кармен, Хозе, Эскамильо, концертный номер «Кармен. Соло»* на музыку Ж. Бизе, хореография Р. Пети (Нью-Йорк сити центр, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти, Калифорния, США)
- «Синий бог», гастроли в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми
2007 год
- «Шехеразада», гастроли в Перми, Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Москве (в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес»); во Франции, на сцене каннского Дворца фестивалей (в рамках Фестиваля российского искусства)
2008 год
- 11 февраля — па-де-де из балета «Жизель», «Гибель розы» на музыку Г. Малера, хореография Р. Пети (партнерша — Светлана Лунькина) — гала-концерт в рамках проекта «Звезды XXI века», Линкольн-центр, Нью-Йорк
2009 год
- 21 мая — «Падший ангел»* на музыку Г. Канчели и С. Барбера, хореография Б. Эйфмана, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти, Калифорния, США
- 12 ноября — проект «Короли танца»: Remanso на музыку Э. Гранадоса, хореография Н. Дуато (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко)
- «Синий бог», «Шехеразада» (Театр Елисейских полей, Париж)
- «Шехеразада» (Михайловский театр, Санкт-Петербург)
2010 год
- «Послеполуденный отдых фавна» (Франция: Театр Елисейских полей, Париж и Дворец фестивалей, Канны; Россия: Казань, Челябинск, Ярославль, Нижний Новгород)
2011 год
- «Послеполуденный отдых фавна» (Михайловский театр, Санкт-Петербург)
- «Шопениана» (Театр Елисейских полей, Париж)
- «Синий бог», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна» (театр «Колизей», Лондон)
- «Шехеразада» (Государственный Кремлевский дворец, Москва, Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы. 30/11/2011)
2012 год
- «Шехеразада» (Государственный Кремлевский дворец, Москва, Юбилейный вечер Андриса Лиепы. 27/11/2012)
2014 год
- «Послеполуденный отдых фавна» (Государственный Кремлевский дворец, Москва, Русские сезоны XXI века. 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова посвящается. 09/12/2014)
Возобновление спектаклей
- 16 января 2010, Большой театр — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина. Исполнители главных партий: Мария Александрова, Марианна Рыжкина, Мария Аллаш, Николай Цискаридзе.
Фильмография
Видеозаписи балетных спектаклей
- Начало 2000-х годов — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, спектакль Большого театра — Щелкунчик-принц (Мари — Нина Капцова)
- 1998 год — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева, спектакль Большого театра — Граф Альберт (Жизель — Светлана Лунькина)
- 2003 год — «Собор Парижской богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети, спектакль Большого театра — Квазимодо (Эсмеральда — Светлана Лунькина)
- 2006 год — «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского в постановке Р. Пети, спектакль Большого театра — Германн (Графиня — Илзе Лиепа, Лиза — Светлана Лунькина)
- 2007 год — «Бенефис Николая Цискаридзе»: «Видение Розы» — Призрак Розы (Девушка — Жанна Аюпова), «Послеполуденный отдых фавна» — Фавн (Нимфа — Татьяна Чернобровкина), «Шехеразада» — Золотой Раб (Зобейда — Илзе Лиепа), Кремлевский балет, Национальный филармонический оркестр России, дирижер — Владимир Спиваков.
Другое
- 1999 — «Николай Цискаридзе. Быть звездой…», документальный фильм Никиты Тихонова (26 мин.)
- 2003 — «Марина Семенова. Торжество совершенной красоты…», документальный фильм Никиты Тихонова (39 мин.)
- 2004 — «Короли ночной Вероны», видеоклип
- 2009 — «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная», документальный фильм Никиты Тихонова (39 мин.)
- 2012 — «Ералаш» №265, «Мир, в котором я живу» (камео)
- 2017 — «Революция online»
- 2017 — «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева», документальный фильм режиссера Светланы Астрецовой (44 мин.), камео
- 2018 — «КЛАСС», документальный фильм об истории Академии русского балета режиссера Светланы Константиновны Астрецовой (52 мин.), камео
- 2020 — «PRO-БАЛЕТ с Николаем Цискаридзе», документальный цикл — 41 выпуск, режиссер Никита Тихонов
Награды и звания
- 1992 — стипендия международной благотворительной программы «Новые имена».
- 1995 — серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
- 1997 — I премия и золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» — «Лучший танцовщик 1997 года»; театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; заслуженный артист РФ.
- 1999 — приз Benois de la Danse в номинации «Лучший танцовщик».
- 2000 — театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; премия мэрии Москвы в области литературы и искусства.
- 2000 (2002?) — премия Danza & Danza (Италия) в номинации Best etoile.
- 2001 — народный артист РФ, Государственная премия Российской Федерации.
- 2002 — театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»); Орден Чести (Грузия); премия «Триумф»; Государственная премия РФ.
- 2006 — кавалер ордена Искусств и литературы (Франция); Международная премия мира Объединенной культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
- 2012 — орден святой равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Дзалиса»).
- 2013 — Народный артист Республики Северная Осетия — Алания.
- 2017 — почетный профессор Бакинской академии хореографии (Азербайджан)
- 2018 — нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры РФ.
- 2018 — орден Дружбы (3 мая 2018) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
- Лауреат премии «ТЭФИ-2023» в категории «Лучший ведущий развлекательного ток-шоу» («Сегодня вечером», Первый канал)
- 2024 — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 января 2024) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность.
Политические взгляды
- В июле 2011 года стал членом президентского Совета по культуре и искусству и Совета при президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Также входит в Союз театральных деятелей.
- В марте 2014 года Цискаридзе поддержал возвращение Крыма в состав России. В том числе подписал обращение деятелей культуры в поддержку политики Владимира Путина в отношении Украины и Крыма.
- В декабре 2017 года был членом инициативной группы по выдвижению Владимира Путина в Президенты России. В январе 2018 года был зарегистрирован доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года.
- В 2021-м Цискаридзе вошел в комиссию генсовета «Единой России» по образованию и науке.
- В 2024 году стал доверенным лицом кандидата в Президенты России Владимира Путина.
- Выдвигал предложение о необходимости обязательной отработки для выпускников хореографических училищ в течение нескольких лет в театрах России без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России хотя бы первое время; они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».
- Возражал против предложения бесконкурсного приема детей с 15 лет в хореографические училища.
Блогерство
Официальная страница Николая Цискаридзе
ИСКУССТВО и ЖИЗНЬ
В контакте 315 тысяч подписчиков
Телеграмм-канал
ЦИСКАРИДЗЕ-NEWS
88 870 подписчиков
Личная жизнь
В браке не был, детей нет.
ФИО
Цискаридзе Николай Максимович (груз. ნიკოლოზ მაქსიმეს ძე ცისკარიძე)
Знак зодиака: Козерог
Рост: 183 см
Вес: 76 кг