МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Что можно и чего нельзя делать 13 декабря в день Андрея Первозванного

Россиянам объяснили, что 13 декабря в день Андрея Первозванного нельзя шуметь

Тринадцатое декабря — день особый, отмеченный в народном календаре как Андреев день. В эту дату, когда православные чтят память апостола Андрея Первозванного, издревле соединялись глубокое почитание святого, наблюдательность за природой и таинственные обряды, призванные заглянуть в будущее. Этот день считался началом зимнего гадательного цикла и накладывал особые правила.

фото: Геннадий Черкасов Фото: Геннадий Черкасов

Что МОЖНО и даже НУЖНО делать 13 декабря:

  • Обратиться к воде. Сходите к реке, озеру или колодцу. Прислушайтесь: если вода подо льдом шумит и бурлит — ждите студёной, ветреной зимы. Спокойная, тихая вода сулит мягкую и снежную зиму. Этот простой обряд — разговор с самой природой.
  • «Посеять» желание. Возьмите горсть льняных семян (или любых других) и осторожно разбросьте их по снегу у крыльца или у источника воды, загадав сокровенное. Если весной они взойдут — желание сбудется. Для семьи с незамужней девушкой дружные всходы считались добрым знаком, предвещающим скорую свадьбу.
  • Испечь «гадательный» хлеб. Приготовьте простую выпечку — калиту или небольшие булочки. Спрячьте внутрь разные маленькие предметы: колечко (к свадьбе), монетку (к богатству), сладкую ягоду (к радости). Раздайте домочадцам — пусть каждый узнает, что ему сулит грядущий год. Такое традиционное гадание может быть опасно — будьте аккуратны!
  • Встречать первого гостя. Обратите внимание, кто первым переступит порог вашего дома в этот день. Если мужчина — это к добру и благополучию в наступающем году.
  • Готовиться к Рождеству духовно. С Андреева дня и до самого Рождества наши предки старались отложить тяжелую, суетную работу, посвящая время тихим домашним делам, размышлениям и подготовке к светлому празднику.
  • Наблюдать за приметами. Присмотритесь к миру вокруг:
  1. Огонь в камине или печи: красное, «злое» пламя — к морозам, белое — к оттепели.
  2. Снег: если выпал 13 декабря и лёг, то, по поверью, пролежит долго, до самой весны.
  3. Облака: быстро и низко плывут — к скорой стуже.

Что НЕЛЬЗЯ делать 13 декабря:

  • Заниматься рукоделием. Строгий запрет — на шитьё, вязание, вышивание и прядение. Считалось, что игла или спица в этот день может «пришить» несчастье или «запутать» жизненные нити, особенно тех, кто связан с морем (рыбаков, моряков).
  • Выполнять тяжёлую работу. Отложите строительство, ремонт, колку дров, генеральную уборку. День предназначен для покоя и сосредоточения на духовном, а не на физическом труде.
  • Ссориться и сквернословить. Любой конфликт, особенно между супругами, рискует превратиться в затяжную распрю. Держите в доме мир и тишину.
  • Быть шумным и суетливым. Крики, громкие гуляния и сплетни притягивают дурную энергетику. День лучше провести в спокойном семейном кругу.
  • Отказывать в помощи. Проявите щедрость и отзывчивость. Тот, кто пожалеет доброго слова или дела в Андреев день, по поверью, сам может столкнуться с нуждой.
  • Пускать в дом первых встречных (по старинному поверью). Существовало убеждение, что нечистая сила может бродить в образе случайного гостя. 

Андреев день — это порог между осенью и глубокой зимой, время, когда можно прислушаться к тишине, загадать желание на будущий урожай и на свою судьбу, отложив суету и острую иглу. Проведите его в мире, созерцании и добрых мыслях.

Кто такой Андрей Первозванный

Андрей Первозванный — одна из центральных фигур христианства, первый из двенадцати апостолов, призванных Иисусом Христом. Его история начинается в Галилее, северном регионе Святой Земли, в городе Вифсаида на берегу Генисаретского озера. Родившись в семье рыбака Ионы, Андрей с детства познал тяжелый труд — вместе со старшим братом Симоном (будущим апостолом Петром) он занимался рыбной ловлей.

Имя «Андрей» имеет греческое происхождение («Ἀνδρέας») и означает «мужественный», «храбрый». Это не случайно — Галилея была многонациональным регионом, где иудеи мирно сосуществовали с греками, перенимая элементы их культуры. С юных лет Андрей отличался глубокой духовной жаждой и внутренней чистотой. В отличие от брата, он избрал путь целомудрия, отказавшись от семейной жизни ради поиска высшей истины.

Встреча с Предтечей и призвание Христом

Ключевой поворот в судьбе Андрея произошел, когда на берегах Иордана появился аскетичный проповедник Иоанн, прозванный Крестителем. Его пламенные речи о скором пришествии Мессии и призывы к покаянию привлекли множество людей, включая молодого рыбака. Андрей стал одним из ближайших учеников Иоанна, разделяя его строгую жизнь и ожидание Спасителя.

Евангелист Иоанн подробно описывает момент, определивший судьбу человечества: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37). Этими двумя учениками были Андрей и, вероятно, сам евангелист Иоанн.

Андрей не просто последовал за Христом — он первым признал в Нем Мессию. Проведя день в беседе с Иисусом, он поспешил поделиться открытием: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин. 1:40-41). Так Андрей стал не только Первозванным, но и первым миссионером, приведшим ко Христу будущего первоверховного апостола.

Три года рядом со Христом

В течение трех лет земного служения Иисуса Андрей был свидетелем ключевых событий, формировавших христианское учение:

  • Чудеса и притчи: Он присутствовал при умножении хлебов (именно Андрей указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами), хождении по водам, преображении на горе Фавор, воскрешении Лазаря.
  • Близость к Учителю: Хотя в числе трех самых приближенных учеников (Петр, Иаков, Иоанн) Андрей не упоминается, он постоянно находился рядом. Его вопросы в Евангелиях («Учитель! когда это будет? и какой признак, когда это должно произойти?» — Мк. 13:4) показывают живую вовлеченность и желание понять глубину учения.
  • Особое доверие: Во время Тайной вечери именно Андрей (вместе с Филиппом) представил Христу эллинов, желавших увидеть Мессию (Ин. 12:20-22), что символизировало будущую миссию к языческим народам.

Апостол пережил муки Распятия, был свидетелем Воскресения и Вознесения, а в день Пятидесятницы принял вместе с другими апостолами дар Святого Духа, получив силу для всемирной проповеди.

Жребий и апостольский путь

После Вознесения апостолы бросили жребий, определяя направления для проповеди. Андрею выпали обширные земли к северу и востоку от Иерусалима: Малая Азия (современная Турция), Фракия, Македония, побережье Черного моря, Скифия (территории будущей Руси).

Его миссионерский путь — это эпическое путешествие длиной в тысячи километров:

  • Проповедь в Византии (будущем Константинополе): Андрей основал здесь христианскую общину, рукоположил первого епископа — Стахия. Через века именно из Константинополя Русь примет крещение, что создаст символическую преемственность.
  • Легендарное путешествие на Русь: «Повесть временных лет» (XII век) содержит рассказ о том, как апостол, поднявшись по Днепру, достиг холмов, где позже возник Киев. «Верьте мне, — сказал он ученикам, — что на этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Затем он дошел до земель будущего Новгорода, установив крест близ озера Ильмень. Хотя историчность этого путешествия оспаривается учеными, для национального самосознания русских людей Андрей стал «апостолом от нас», тем, кто предсказал христианское будущее Руси.
  • Чудеса и обращение народов: Житие апостола наполнено описаниями чудес. В Синопе разъяренная толпа пыталась побить его камнями, но каменная статуя рухнула, демонстрируя бессилие язычества. В Патрах (Греция) он воскресил утонувших моряков, исцелял больных, обращал тысячи людей.

Мученическая кончина в Патрах

Последним городом апостольского пути стали Патры на Пелопоннесе. Здесь его проповедь привела к конфликту с римским проконсулом Эгеатом (Антипатом). Правитель, разгневанный обращением в христианство своей жены Максимиллы и брата Стратоклия, приговорил Андрея к распятию.

Апостол принял приговор с радостью, но попросил изменить форму креста, считая себя недостойным умереть так же, как Учитель. Его привязали (а не прибили) к косому кресту в форме буквы «Х», который позже стал именоваться Андреевским.

Два дня он проповедовал с креста собравшемуся народу. Когда толпа потребовала его освобождения, апостол воззвал: «Господи Иисусе Христе, приими дух мой!» В тот момент крест озарился небесным сиянием, и святой отошел ко Господу. По преданию, это произошло около 67 года нашей эры.

Максимилла с честью погребла тело мученика. В 357 году мощи (кроме главы) были торжественно перенесены в Константинополь, а в 1208 году — в итальянский Амальфи. Честная глава апостола с 1462 года находилась в Риме, но в 1964 году Папа Павел VI возвратил её в Патры как жест доброй воли между Церквами.

Почитание и наследие

В Византии и на Руси: Андрей Первозванный особо почитался как покровитель Константинополя. На Руси его культ утвердился с XI века: князь Всеволод Ярославич (в крещении Андрей) строил Андреевские храмы, а Владимир Мономах освящал в его честь церкви. Легенда о «хождении на Русь» сделала апостола символом богоизбранности русских земель.

Петровская эпоха: Петр I, стремясь подчеркнуть преемственность от Византии и древние корни русского христианства, избрал Андрея небесным покровителем государства. В 1699 году был учрежден орден Андрея Первозванного — высшая награда империи. В 1720 году появился Андреевский флаг с косым синим крестом на белом поле — знамя военно-морского флота, под которым одержаны десятки побед.

Символика:

  • Косой крест (crux decussata): символ смирения (отличие от Христова креста) и вечной жизни (пересечение вертикали божественного и горизонтали земного).
  • Рыба/рыболовные сети: напоминание о первом призвании («Я сделаю вас ловцами человеков») и профессии апостола.
  • Свиток/книга: символ проповеди.

О чем молятся Андрею Первозванному

Андрей считается защитником моряков, рыбаков, переводчиков (как путешественника между народами). Ему молятся об обращении к вере, укреплении семьи, защите Отечества.

Богословское значение

Андрей Первозванный представляет в апостольской общине тип искателя. Он не был самым ярким, как Петр, или самым любимым, как Иоанн, но именно его чуткая душа первой откликнулась на зов Христа. Его путь — от ученика Иоанна Крестителя (последнего пророка Ветхого Завета) к апостолу Нового Завета — символизирует преемственность Заветов.

В православной традиции подчеркивается его «тихое» служение — без желания первенства, но с готовностью идти на край света. Это образ верности не в громких словах, а в ежедневном следовании.

Современное почитание

Сегодня мощи святого разнесены по миру:

  • Основная часть — в соборе Святого Андрея в Амальфи (Италия)
  • Глава — в соборе Андрея Первозванного в Патрах (Греция)
  • Частицы — в России: Троице-Сергиева лавра, Богоявленский собор в Москве, Санкт-Петербург

Память празднуется:

  • 13 декабря (30 ноября ст. ст.) — основной день памяти
  • 13 июля (30 июня ст. ст.) — Собор двенадцати апостолов
  • 3 июня (21 мая ст. ст.) — перенесение мощей в Константинополь

В России восстановлен орден Андрея Первозванного как высшая государственная награда, а Андреевский флаг по-прежнему развевается на кораблях ВМФ.

Андрей Первозванный — больше чем историческое лицо. Это архетип духовного искателя, символ связи Руси с первохристианством, образ мужества в исповедании веры. От берегов Галилейского озера до холмов Киева, от рыбацкой лодки до косого креста — его путь показывает, как скромный человек, откликнувшийся на зов Божий, может изменить историю народов.

Эксклюзивы, смешные видео и только достоверная информация — подписывайтесь на «МК» в MAX

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах