Нельзя не начать с того, что в школах, как и вообще в образовании, все новое происходит плавно, без резких движений. Поэтому о каких-то реформах или нововведениях забываешь, когда они начались.
Вот, кажется, недавно издали закон о запрете телефонов в школах — а это аж 2023 год. И тогда же стартовали часы профориентации «Профессия — мои горизонты», к примеру. А «кажется, что вчера» — избитая фраза, но она очень подходит к мягкой силе образовательных реформ.
Итак, именно в 2025-м (для учебного школьного года это первое полугодие, а не целый год) появилось понятие единого расписания, привязанного к суточным и недельным биоритмам детей, к тенденции на снижение учебной нагрузки. Вроде того, чтобы не ставить первыми уроками контрольные и проверочные, а самые «загруженные» дни ставить на вторник и на среду — научно доказано, что школьники лучше занимаются «посередке» недели. Последними уроками лучше давать рисование, музыку, физкультуру.
Единым расписанием, которым многие порядочно «загрузились», когда о нем только заговорили, от непонимания, как это будет выглядеть, в итоге в школах довольны. Администраторы, учителя сделали что могли. Тем паче, что характер у этого новшества похож на большинство других, он рекомендательный.
Снижение учебной нагрузки (контрольные должны занимать не более 10% учебного времени), контроль над «домашкой», призванной отнимать лишь по 3,5 часа у старшеклассников каждый день, — тоже из нового за год.
Ну что сказать, опираясь на мнение родителей и учеников. «Самостоятельные» как были, так и есть, они отданы на усмотрение учителя. Цифровых заданий явно меньше, но их разгрузка началась еще в прошлом учебном году.
Возможно, об отсутствии былых районных и городских работ могут рассказать в регионах. По Москве же «городским валом» прошлись осенние диагностики по разным предметам. Отличники их почти не заметили, хорошисты позанимались, прочие просиживали за тренингом явно больше, чем 2–3 часа. Отдельные учителя как задавали перед МЦКО «полотна» заданий, так и продолжают. В общем, сетуют родители, «сверху» стараются, но неплохо бы вразумить педсостав «на местах», да и ДЗ по разным дисциплинам как-то между собой синхронизировать. Но это работа будущего, в которой ИИ в помощь.
Про новое в истории и обществознании — предметах, существенно обновленных и переформатированных за прошлый учебный год, почти не говорят. А это обычно означает, что переход совершился штатно, «всем все понятно».
Самые заметные перемены этого (и частично прошлого) года совершаются для тех, кто учится в 9-м классе. В Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области продолжается эксперимент с «усекновением» и делением на два ОГЭ (общий госэкзамен). Поступающие в колледж отныне сдают только два основных предмета, русский язык и математику.
По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, «56% бюджетных мест в СПО сегодня выделяется на подготовку кадров по техническим профессиям». Интерес к точным наукам заметно вырос на всех уровнях образования, и в колледжах тоже.
Глава ведомства также сообщил, что в 2025 году «63% девятиклассников и 12% одиннадцатиклассников подали документы в учебные заведения среднего профессионального образования». Всего в профобучение пришло около 1,3 миллиона человек. Сегодня в ссузах учится около 4 миллионов студентов.
Те, кто метит в старшую школу, в рамках эксперимента все равно сдают 4 ОГЭ, то есть еще два дополнительных предмета. На уровне ведомства, правительства и парламента в этом году было решено существенно расширить список регионов — участников пилотного проекта и включить в него еще 9 «игроков».
Но также решение уйти в СПО (среднее профессиональное образование в колледже, техникуме или училище) означает не только льготу на ОГЭ, но и гарантированное поступление. Отдельной строкой в этой гарантии идет неоднозначное решение Госдумы о том, чтобы брать в отдельные учебные заведения и на отдельные (списочные) профессии школьников, которые не сумели сдать ОГЭ. Решение о том, куда будут принимать таких абитуриентов, регионы будут принимать самостоятельно. Время покажет, как новое правило будет работать.
МЕЖДУ ТЕМ
Традиционно в конце каждого года «МК» формирует хит-парад странных и необычных предложений, связанных со школой и образованием. Эдаких «Дворцов Советов», замысленных, как правило, в Госдуме или региональных заксобраниях. К счастью, этим идеям не суждено воплотиться в жизнь. По крайней мере пока.
Единая школьная форма не только для учеников, но и для учителей — предложение было озвучено в связи с официальным введением ГОСТа на форму. Носить ее или не носить детям, по-прежнему решают в самом учебном заведении.
Запретить домашнее задание (а также запретить ЕГЭ и ОГЭ, но это предлагают каждый год).
Запретить продавать в школе фастфуд и вообще метить вредную еду красным цветом.
Проявлять бдительность (и пуризм) в отношении «иностранных слов» — заимствований: убрать их все из учебников, изъять из школьной программы.
Запретить хоббихорсинг (фурри, квадробинг), другие «деструктивные течения» среди подростков.
Запретить несовершеннолетним посещать цирк.
Запретить в детских садах появляться на утренниках в костюмах Гарри Поттера, Шрека, Человека-паука, Эльзы и Анны, Марио, Супермена, Леди Баг, Человека-муравья и других «не наших» героев.
Изучать песни Олега Газманова и Шамана в школе, включить их в школьную программу по музыке.
Не учить иностранные языки в школе, а вместо них «строить скворечники».