У Ирины трое детей. Четыре месяца назад ее семья переехала из Астаны в Калининград. Сейчас женщина ведет блог о переезде в Россию. Одни подписчики ее благодарят за полезную информацию, другие обрушились с хейтом. Но обо всем по порядку.
— Почему вы решились на переезд?
— О переезде мы задумались в 2021 году. После начала СВО и резкого роста русофобии в мире стало очевидно: русским лучше жить в России. И по языку, и по менталитету, и по общему историческому коду. Вот тогда и решили, что переедем именно в РФ. Правда, планировали лет через 5–10, но события ускорились. В 2024 году в Саратов уехали наши друзья. Дочка поступила учиться в Словакию, ей стало дорого и сложно прилетать к нам. В Казахстане снежным комом нарастала антироссийская пропаганда. Тогда мы решили, что время пришло. Тем более что муж потерял работу, дочка уехала… Нас только собака удерживала. Когда ее убили во время отстрела собак, для нас это стало последним знаком: все, хватит, пора ехать.
— Почему выбрали Калининград?
— Во-первых, море. Во-вторых, почти все мои родственники уже давно живут в Калининграде, переехали в 90-е. В-третьих, близость к Европе. Дочка учится в Словакии, ей удобно к нам приезжать. Да и нам хотелось сохранить возможность хотя бы иногда выбираться в Европу. Правда, пока не знаю, насколько эта близость реализуема. Ну и поразил сам Калининград, природа, климат. В Астане зимой бураны, сильные морозы, сугробы по пояс. Хотелось более мягкой зимы.
«Из 10 человек одна не сдала экзамен»
— Вы приехали по программе переселения. Столкнулись со сложностями в получении гражданства?
— С гражданством у нас больших сложностей не возникло. Основная загвоздка случилась на приеме документов. Наш миграционный учет не внесли в базу данных. Не знаю, сбой или человеческий фактор, но, как выяснилось, такое бывает часто. В итоге документы у нас просто не приняли, а следующий прием назначили только через месяц. Замечу, если даже ты приехал по программе переселения, это никак тебя не отличает от мигранта, который прибыл на заработки. Ты стоишь в той же очереди на медосмотр, там же сдаешь дактилоскопию, платишь те же деньги. Разница только в том, что трудовые мигранты чаще всего вообще не подают на гражданство.
— Экзамен на гражданство трудный?
— Экзамен не вызвал трудностей. Русский язык мог сдать любой, кто говорит по-русски. Из 10 человек в нашей группе не сдала только одна женщина. Экзамен тогда был один и тот же: и на гражданство, и на ВНЖ. Сейчас экзамен на гражданство сделали отдельным. Он стал сложнее. В Интернете готовых ответов на билеты нет, их часто меняют.
«Месяцами живут с чувством неполноценности»
— У вас два сына. При поступлении в школу возникли сложности?
— Поступление в школу стало главным кошмаром. Старший должен был идти в 11-й класс, младший — в первый. Чтобы подать документы в школу, нужно получить СНИЛС, ИНН, сделать временную регистрацию, перевести паспорта, пройти флюорографию, медосмотр, сделать Манту, дактилоскопию и прочее. Это занимает около трех недель и стоит дорого. Потом все это сканируешь, загружаешь на Госуслуги и только тогда получаешь допуск.
И вот тут началось самое интересное. Мне в голову не могло прийти, что дети, для которых русский родной, могут не сдать тест по языку! Экзамен проходил в нескольких школах города, поэтому я оставила старшего в одной школе, а с младшим поехала в другую. Родителей оставляют в отдельном классе, детей уводят. Что там конкретно происходило, какие именно вопросы, мы узнали только со слов детей.
Оба сына вышли с экзамена уверенные, что все прошло легко. Но по итогу оказалось: младший экзамен сдал, а старший — нет. У первоклассников была только устная часть: 10 вопросов, из которых нужно правильно ответить минимум на 9. Мой ответил на 10 из 10.
В 11-м классе сдают устную и письменную части: грамматику и сочинение. Нужно набрать минимум 22 балла из 24. Мой сын набрал 20. Мы подали апелляцию, ему добавили 2 балла, и он все-таки пошел в школу.
— Дети испытывают стресс при сдаче экзамена?
— В первый раз стресса не испытали, потому что никто не ожидал, что может быть сложно. Но если ребенок неразговорчивый, боится чужих людей, маловероятно, что сдаст экзамен. Представьте, их заводят в кабинет, где сидят незнакомые взрослые, включена камера… Тут не каждый взрослый справится!
Те, кто не сдал с первого раза, сильно переживают. Потом месяцами живут с чувством неполноценности, боятся снова провалиться и подвести родителей. Взрослые тоже находятся в ужасном состоянии. Плюс на них ложится финансовая нагрузка: онлайн-школы стоят дорого — от 30 тысяч в месяц за одного ребенка. А в некоторых семьях по 3–4 ребенка не смогли пройти экзамен.
Многие даже знакомым на родине стесняются сказать, что их ребенок не поступил в школу из-за русского языка. Это звучит абсурдно!
— Что не так с этим экзаменом, если русскоязычные дети его заваливают?
— На мой взгляд, главные проблемы экзамена — слишком высокий проходной балл. В 11-й класс нужно набрать 22 из 24 баллов, то есть допускается две ошибки.
Очень субъективная оценка владения языком. Комиссия решает, достаточно ли ребенок владеет русским, хотя эти дети читают наизусть стихи, пишут, говорят без акцента.
Стрессовая обстановка. Незнакомые люди, камеры, атмосфера на фоне и так непростой миграции и переезда. Сейчас детям, прибывшим по программе переселения, экзамен немного упростили: они сдают только устную часть, пересдача возможна через месяц.
Это шаг вперед, но проблема никуда не делась для тех, кто на ВНЖ и не по программе. Получить гражданство быстро им не светит, экзамен в школу им не упростили, и эти русскоязычные дети обречены учиться в онлайн-школе очень долго.
— Без этого экзамена в школу не принимают?
— Без экзамена ни в государственную, ни в частную школу не берут. Даже большинство онлайн-школ отказывают. По пальцам одной руки можно пересчитать онлайн-школы, которые все же принимают без экзамена.
Хорошо, что на гражданство детям экзамен сдавать не нужно, они получают его вместе с родителями. По сути, единственный легальный способ попасть в школу без теста по русскому — дождаться гражданства. Многие так и сделали: не пошли на повторный экзамен, дождались гражданства, их приняли в школу уже как граждан РФ.
Но это автоматически минус одна четверть, а то и больше. Многие семьи, у которых не было ни денег на онлайн-школу, ни возможности ждать, просто вернулись в страну исхода. Мы тоже рассматривали такой вариант, если бы апелляция сыну не помогла.
«Некоторые по семь раз подают на гражданство»
— Вам писали родители, которым пришлось вернуться?
— Да, таких историй много. Приведу одну от подписчицы. Они переехали летом. Сразу после окончания учебного года подали на ВНЖ и ждали его четыре месяца. В середине августа подали документы в школу, дочери назначили тестирование, и она его не прошла.
Пересдача только через три месяца. Для семьи это был шок! Они обошли все инстанции. Везде слышали одно и то же: «Вы уже засветились в реестре как не прошедшая тест, ничем помочь не можем». Месяц они еще ждали, надеясь на изменения в законе, но ничего не изменилось. В итоге семья вернулась в Казахстан, чтобы ребенок продолжил учиться там. При этом свое жилье в Казахстане они уже продали. Сейчас снова подали на гражданство, и только после Нового года дочь пойдет в школу уже в России.
И это не единичная история. Таких людей, кто сначала переехал, а потом вынужден был вернуться из-за школы, много.
— Помню, дети с прекрасным русским языком, которые не смогли сдать тест, записывали видеообращение к президенту Путину. Помогло?
— Тот ролик я увидела до того, как мои дети пошли сдавать экзамен. Тогда у меня впервые закралась мысль: как это русскоязычный ребенок не может сдать экзамен? До этого я думала: ну, это дети, совсем не говорящие по-русски.
Муж тоже не поверил, что такое возможно. Не сомневался, что наши-то точно сдадут. Уверена, большинство так думало. А после ролика пошел резонанс. Родители писали во все инстанции. Автор ролика выступала на телевидении и радио.
Проблему стали широко обсуждать, ее заметили на федеральном уровне. И после этого в закон внесли поправки, в том числе и про упрощенный экзамен для детей по программе переселения. Но это произошло не здесь и сейчас, а спустя какое-то время и под сильным общественным давлением.
— Если уж русскоязычные дети не сдают экзамен, что говорить о тех, для кого русский не родной. У таких детей есть шанс поступить в школу?
— Я считаю, что детям с неродным русским языком этот экзамен нереально сдать. Никак! У них единственный способ попасть в школу — дождаться гражданства и уже идти без теста.
— Я слышала, что многие переселенцы разочаровались, что гражданство получить оказалось не так просто, как обещали.
— Я знаю людей, которые уже семь раз подают документы на гражданство. Малейшая ошибка — и все, подавай заново через месяц. Но главное разочарование даже не гражданство, а школа. Вот тут ощущение несправедливости гораздо сильнее.
«Уезжайте поскорее и всех русских с собой заберите»
— В соцсетях некоторые казахи обвиняют вас в предательстве из-за переезда.
— С тех пор как я начала рассказывать в блоге о переезде, многого наслушалась. Одни пишут: «Уезжайте поскорее и всех русских с собой заберите». Другие называют нас предателями родины. Третьи желают смерти моим мужчинам на СВО. Иногда меня трясет от таких комментариев, от обиды, от негодования. Среди подписчиков много замечательных казахов, но я не могу отрицать, что в Казахстане встречается антирусская пропаганда, ее следы вижу даже в близком окружении. Пытаюсь перестать каждому что-то доказывать.
Мне кажется, появление такого количества злобы в Интернете заставило многих задуматься о переезде. Получается, ты живешь рядом с людьми, которые тебе улыбаются, а за спиной проклинают и желают смерти.
После того как я опубликовала видео о проблеме со школами, появилось много злых комментариев от россиян. За это обидно вдвойне. Но со временем начинаешь понимать: дело не в национальности, а в человеке.
— Как переживаете такое отношение?
— Честно, да, меня поражает количество злобы. Многие спрашивают: зачем ты вообще все это выкладываешь, если потом столько хейта? А я вспоминаю, как сама перед переездом искала любую информацию, каждая частичка чужого опыта была ценна. Я благодарна людям, которые тогда делились деталями своего переезда, советами. Теперь моя очередь.
«Казахстан в плане цифровизации выигрывает»
— Где жизнь дороже — в Казахстане или в России?
— Калининград — дорогой город из-за логистики. Но в принципе, цены не сильно отличаются от казахстанских. Дороже фрукты, овощи, морепродукты, дороже бензин, проезд, услуги салонов красоты. Остальное сопоставимо.
— Что вас здесь особенно удивляет, если не считать миграционных служб?
— В целом Казахстан по менталитету и уровню жизни очень похож на Россию. Но есть нюансы. Казахстан в плане цифровизации пока выигрывает. Здесь я удивилась, когда на почте, чтобы забрать посылку из Китая, нужно заполнять бумажный бланк.
Еще поразило отношение в транспорте: здесь не особо принято уступать место пожилым, беременным, мамам с детьми. И никого этого не удивляет, замечания не делают. И сами бабушки часто не садятся, если им предлагают. В Казахстане уступать место считается нормой. Ну и, конечно, удивляет, насколько дорого и сложно быть мигрантом. Мы не ожидали, что уйдет такая огромная сумма именно на оформление документов.
— На работу здесь проще устроиться, чем в Казахстане? Как вам российские зарплаты?
— Ситуация похожая. В столице больше вакансий, выше зарплаты. В провинции все намного скромнее. Я сама пока не работаю, жду гражданства. По тем вакансиям, что вижу, зарплаты сопоставимы с астанинскими. Но в России рынок труда шире, вакансий больше, специалистов не хватает. В Казахстане мало производств, многие профессии вообще не востребованы.
— Санкции вас не пугают? Все-таки есть неудобства: запчасти на иномарки не достать, сложности с визами и полетами в Европу.
— Как блогеру мне сложнее всего смириться с ограничением соцсетей. В целом я санкции сильно не прочувствовала: машину пока не купила, общественный транспорт выручает. С шенгенскими визами тоже не сталкивалась. Я понимала, когда ехала, что потеряю. Нормально к этому отношусь.
«Вызывает опасения растущая русофобия»
— Вы рассказывали, что из Казахстана сейчас многие уезжают. Почему и куда?
— Большая часть — это студенты. Поступить бесплатно в зарубежный вуз легче, чем в казахстанский. При этом казахстанский диплом мало что дает. Поэтому многие сразу ориентируются на Европу или Россию.
Еще люди из Казахстана уезжают на заработки. Много специалистов, которые не востребованы в стране. Поэтому народ выбирает низкоквалифицированную тяжелую работу, но хорошо оплачиваемую.
Русские уезжают оттуда в Россию из-за незнания казахского языка и из-за будущего детей, которых видят в российских вузах.
Есть те, кто предпочитает Европу, Турцию, США в поисках лучшей жизни.
Задумываются о переезде из Казахстана из-за постоянно растущих цен, налогов, штрафов, низких зарплат, отсутствия работы, дорогого образования. Ну и опасения вызывают проявления растущей русофобии и радикальной исламизации.
— Вы общаетесь с теми, кто приезжает в Россию по программе переселения? Из каких стран люди едут?
— Да, общаюсь и в жизни, и через соцсети. Приезжают из самых разных стран. Большинство из Казахстана. Много переселенцев из Прибалтики, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы, Германии, даже из Англии. Практически все русские. Основные причины: несогласие с политикой государства, желание жить со своими, говорить на русском, воспитывать детей в русской культурной среде. Русофобия, прокатившаяся по миру, очень многих подтолкнула к решению: «Мы все-таки должны жить с русскими».
«Подумайте сто раз»
— Насколько сложно обустроиться на новом месте, где нет друзей и знакомых?
— Очень сложно. Я всем говорю: если ваши близкие не собираются к вам переезжать — подумайте сто раз. Мне повезло, что большинство моих родственников давно живут в Калининграде. Они меня возили по инстанциям, помогли оформить временную регистрацию, помогли с первой сим-картой, бытовыми вещами.
Когда в новом городе у тебя нет ни родных, ни друзей, придется тяжело, и ностальгия будет накрывать регулярно.
— Какой процент разочаровывается и уезжает обратно?
— По ощущениям, таких немало. Основные причины: оставшиеся в стране исхода близкие люди, жесткая миграционная политика, бесконечные очереди, ошибки, штрафы, сложности с трудоустройством, проблемы с устройством детей в школу, климат, который не подошел, невозможность встроиться в общество.
— Вас что-то разочаровало?
— Да, разочарования есть. Думали, что с документами будет проще, раз переезжаем по программе переселения. Оказалось, что в миграционном центре ты такой же мигрант, как все. Платишь штрафы, пошлины, теряешь много времени и денег.
Самое болезненное разочарование — школа. Казалось, что образование детям дается по умолчанию. А вышло, что устроить ребенка в школу иногда задача нерешаемая.
По программе переселения тоже есть свои подводные камни: компенсация за провоз вещей положена только тем, кто везет их контейнером. А, например, в Калининград контейнерные перевозки не идут. Льготная растаможка авто есть, но, если вы потом захотите продать машину, покупатель должен будет оплатить утильсбор, который часто дороже самой машины. То есть продать ее будет почти нереально.
Мы на эти льготы особо не рассчитывали, но людям важно знать это заранее.
И, наверное, главное разочарование — эмоциональное. Нас столько лет убеждали, что русских ждут на исторической родине, поэтому мы ехали окрыленные: вот мы, русские, прошли такой путь, чтобы сюда попасть. А по факту ты просто мигрант. Ты потерянный человек, который не владеет информацией, продирается через сложности миграционного законодательства, набив шишки и потеряв кучу денег. Сейчас я чувствую себя именно так. Жду гражданства. Говорят, тогда все станет намного проще.