В частности, зашел разговор о ремонте кабинетов силами родителей, а точнее их денежными возможностями. Придется, мол, скоро скидываться на ремонт, но не каждая семья может поучаствовать — мать-одиночка, кризис и т.д. Но вывод из сказанного показался мне парадоксальным и удивительным. Надо напрячься и изыскать деньги на ремонт, в противном случае учителя будут плохо относиться к ребенку, чьи родители не сдали деньги. В этом коротком разговоре пересеклись две глобальные школьные проблемы — экономика и мораль.
Экономика в данном случае — повсеместный и упорядоченный сбор денег с родителей на нужды школы. Сегодня имеется в достаточном количестве нормативных документов, чтобы сделать эти сборы практически абсолютно законными и, следовательно, прозрачными. Тем более что инициаторами организации финансовой помощи учебному заведению зачастую выступают сами родители.
Нет ничего зазорного в том, что родители помогают школе. Это замечательно только при одном условии — эта помощь носит разовый, эпизодический и абсолютно добровольный характер (подарок школе от выпускников или первоклассников, помощь в чрезвычайных ситуациях). Но когда сбор денежных средств с помощью родительских комитетов, попечительских и управляющих и прочих советов (хорошо, что хотя бы формально учителя отделены от этих денег) поставлен на поток, это уже система, и система, на мой взгляд, порочная.
Денежные сборы на школьные нужды развращают и педагогов (от директора до учителя), и родителей. Речь, естественно, идет исключительно о школах, которые находятся на полном государственном обеспечении (справедливости ради стоит отметить, что в докризисное время государство сделало немало для укрепления материально-технической базы школ). При такой системе педагогам незачем напрягаться, чтобы требовать все необходимое для учебного процесса от начальства или учредителей, проще кинуть клич среди родителей — помогите. Причем нередко на родительские деньги приобретаются вещи, которыми школа по определению должна снабжаться государственными структурами. В данном случае речь идет о различных канцелярских товарах и школьном оборудовании. Действительно, проще напрячь родителей, чем портить отношения с начальством, требуя положенное. Было бы странным, если бы учителя к такому школьному образу жизни не привыкли. Родительская помощь перестала восприниматься ими как благотворительность, как подарок, а превратилась в важный структурный элемент, без которого жизнь школы трудно представить. Хотя при том вале отчетности, который сегодня существует в школах, бумаги и прочих расходных материалов, действительно, не напасешься.
Кстати, и всевозможные подношения учителям на различные праздники давно уже не воспринимаются как подарок, а считаются обязательным ритуалом для родителей, в котором очень мало искренности и много наивно-циничного расчета. Учителя же по вполне понятным причинам обижаются, если этот ритуал не соблюдается или соблюдается, но в каком-то усеченном варианте.
При этом было бы абсолютно неправильно обвинять в сложившейся ситуации школу — мол, учителя такие хапуги, все время что-то требуют. Не меньшая часть вины, а, может быть, и большая лежит на тех, кто несет деньги и подарки в школу. И вот здесь мы подходим к той проблеме, которая чуть ранее была обозначена как моральная. Схематично (в жизни все гораздо сложнее и запутаннее) можно выделить три причины, по которым родители несут деньги в школьную казну.
Искреннее желание помочь школе.
Банально откупиться, переложив основные хлопоты за своего ребенка на школу.
Заработать для своего ребенка преференции, особое отношение или, напротив, не допустить, чтобы к нему (ребенку) ухудшилось учительское отношение из-за несданных денег.
Постоянно приходится слышать анонимное родительское недовольство на те или иные школьные проблемы. Но как только предлагаешь снять флер анонимности и озвучить свое недовольство, то тут же слышишь: “Да ты что! Это отразится на моем ребенке (поставят “двойку”, в угол и т.д.)”.
Такая родительская позиция аморальна по многим причинам. Во-первых, если мама-бабушка убеждены, что из-за несданных денег у ребенка могут возникнуть проблемы, то такую школу нужно за километр обходить стороной. Хотя я за более чем двадцатилетнюю педагогическую работу с предвзятым отношением практически не сталкивался. Хотя замечу, что если с кем-то из родителей возникали конфликтные ситуации, то ребенок в таких случаях получал режим наибольшего благоприятствования (повышенное внимание, даже в некоторых случаях завышение оценок). Так делал я сам, такого же требовал от своих учителей. Не должно быть и тени подозрения на то, что школа может воспользоваться правом сильного для сведения счетов.
Во-вторых, грош цена родителям, которые не могут защитить своего ребенка, если подобная ситуация имела место. Вновь сошлюсь на свой опыт, теперь уже отцовский. У старшей дочери за десять лет в школе был один раз (пошел ради любопытства и по просьбе дочери), у младшей за те же годы два раза. У младшей дочери был как раз по причине неадекватной реакции учителей и администрации на ее дисциплинарные нарушения. Итог этих двух визитов прост и незатейлив.