МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Москвичей научат обращаться с деньгами

Финансовую грамотность и основы предпринимательства в столице будут прививать с детства

Тотальному поступлению после школы в вузы с последующим вбрасыванием в экономику никому не нужных «специалистов» есть внятная альтернатива. Европейских, американских и африканских студентов и школьников, как выяснил «МК» на Х ежегодном образовательном саммите Intel в Варшаве, с младых ногтей учат предпринимательству, а точнее — навыкам, необходимым для успешной жизни в XXI веке. В нашей стране такой практики нет, за исключением Москвы. Здесь всерьез занялись экстренным финансовым ликбезом для взрослых обитателей мегаполиса и планомерным приобщением к тонкостям обращения с деньгами и занятиям предпринимательством школьников и студентов.

Фото: Александр Корнющенко

Российское образование и наука всегда славились своей фундаментальностью. И совершенно справедливо. А вот претворять свои гениальные идеи в жизнь, или, выражаясь языком профессионалов, доводить их до внедрения, нам сложно. Так уж мы устроены: витаем в эмпиреях, а не прочно стоим на земле. Да и не учат этому у нас. А тут еще всяческие препятствия с открытием собственного бизнеса в виде бандитов, бюрократов и противоречивого, коррупциогенного федерального законодательства.

Неудивительно, что, намечая траекторию своего будущего жизненного успеха, выпускники российской школы предпочитают ломиться в вузы — пусть даже самые захудалые, лишь бы только получить диплом и с его помощью «выбиться в люди». А потом соглашаются на любую работу в городах-миллионниках — только бы не возвращаться домой. И из года в год пополняют ряды унылого «офисного планктона» вместо того, чтобы умножить число предпринимателей, способных сдвинуть с точки замерзания экономику страны.

Хуже того. Финансовую, не говоря уж коммерческую грамотность россиян сегодня не поминает только ленивый. Чтобы убедиться в справедливости этих слов, достаточно взглянуть на статистику невозврата банковских кредитов в нашей стране и число связанных с этим личных и семейных трагедий.

Между тем, скажем, в Швеции, рассказала участникам образовательного саммита Intel по развитию обучения основам предпринимательства представитель этой страны Анн Хеллениус, «дети мечтают быть не врачами или юристами, а предпринимателями». И такую возможность им, равно как и их сверстникам в других европейских странах, дает школа, а затем и вуз.

С помощью частных компаний вначале в европейских и североамериканских, а затем и в других учебных заведениях мира школьников и студентов все шире стали учить основам предпринимательства. Точнее — ответственности, креативности, предприимчивости и другим навыкам, в которых остро нуждаются люди третьего тысячелетия новой эры.

Фото: Наталия Губернаторова

Союз бизнеса и образования

Образовательный курс предпринимательства за рубежом, как и многие другие полезные новшества последних десятилетий, стал совместным детищем бизнеса и системы образования. Его программы, равно как и новейшие средства обучения во главе с особо популярными в молодежной среде новомодными гаджетами и прочими «примочками», чаще всего предлагает бизнес. Однако конкурировать с традиционной системой образования частные компании не собираются, заверила «МК» вице-президент, директор глобальной группы по внешним связям Intel Шелли Эскью:

— Просто бизнес мобильнее образования, а потому быстрее реагирует на все изменения, происходящие в нашей жизни. Наша задача — не подменять собой традиционную систему образования, а лишь показать необходимость введения нового вида обучения. И в этом процессе столь же активно со своей стороны участвует образование.

Результатом плодотворного сотрудничества зарубежного бизнеса и образования на сегодняшний день стала подготовка различных международных программ обучения предпринимательству — для школ, для вузов и колледжей, а также для учителей, которые будут по ним учить детей.

Не забыты и сами педагоги. В общей сложности в мире переподготовлено 3,2 млн учителей по предпринимательству, и в том числе 8% — из числа европейских учителей-предметников. Усилия не пропали даром. Во многих странах уже широко ведутся теоретические и практические занятия по обучению основам предпринимательства — например в Германии. А там, где их по каким-то причинам пока нет, обучение начнется в ближайшее время. Одна европейская страна за другой принимают соответствующие национальные стратегии развития и готовятся ввести аналогичные курсы в своих учебных заведениях.

— Таким образом, обучение предпринимательству перестало быть маргинальным явлением в мире. Вопрос сегодня заключается не в том, надо ли изучать этот предмет повсеместно, а как именно надо это делать, — обозначила ведущую современную международную тенденцию руководитель Панъевропейской компании по развитию молодежного предпринимательства «JA-YE-Europe» Каролина Дженнер.

А это — принципиально важный момент.

Навык, приобретенный на школьных занятиях предпринимательством, сослужит отличную службу, как бы ни сложилась жизнь бывшего школьника. Фото: Геннадий Черкасов

Как предприниматель смотрит на мир?

Одинаково ли видят мир бизнесмен и, скажем, какой-нибудь представитель «офисного планктона»? Совершенно по-разному — с фактами в руках доказал участникам образовательного форума представитель британской бизнес-школы «Хенли Бизнес Скул» Стюарт Моррис. Причем заметнее всего это проявляется в отношении возможных рисков — обратной стороны предпринимательской деятельности, подчеркнул он.

Понятно, что огромное значение для предпринимателя имеет такое качество, как жизненная стойкость. Тем более при столкновении с неудачей в предпринимательстве, что приобретает особый смысл в сложных условиях нынешней экономической нестабильности и кризиса. Впрочем, сила духа, подчеркнул Моррис, пригодится не только хозяину, но и наемному работнику. Ведь тому, кто сумеет продемонстрировать это личное качество потенциальному работодателю, всегда легче получить работу, заверил он. А отсюда вывод: соответствующий навык, приобретенный на школьных занятиях предпринимательством, сослужит отличную службу, как бы в дальнейшем ни сложилась жизнь бывшего школьника.

Конечно, читать студентам и школьникам лекции по «силе духа» или каким-нибудь другим азам бизнеса бессмысленно. Это очевидно, а потому и методики обучения школьников и студентов основам предпринимательства разработаны особые. Привычных лекций с конспектированием либо занудных объяснений нового материала с последующими вызовами к доске эти занятия не предполагают, рассказывают европейские первопроходцы. Вместо этого на школьных уроках и вузовских семинарах идут свободные обсуждения, их участники — студенты и школьники — решают реальные бизнес-проблемы, а многое вообще постигается вне классов и университетских аудиторий.

Вторая отличительная черта учебного курса предпринимательства — широкое использование новейших образовательных технологий. Например, здесь очень поощряется дистанционное обучение с самостоятельным поиском учащимися больших массивов нужной информации. А встречаются и вовсе креативные подходы. В Нигерии, например, как рассказал «МК» директор Центра развития Панафриканского университета Питер Бамколе, в процесс приобщения молодежи к предпринимательству взяли и вовлекли любимых киноактеров. Те снялись в учебных роликах, наглядно показывающих, как надо и как не надо вести дела, чтобы преуспеть в жизни. Ленивый и безответственный в их исполнении «пролетает» и становится лузером. Расторопный и дельный — добивается успеха и процветает. А школьник смотрит и мотает на ус.

В некоторых школах ребята так увлеклись предпринимательством, что открыли собственные мини-компании. Пока, конечно, учебные. Однако это лишь до поры до времени. По завершении курса все участники проекта сдают письменный экзамен по предпринимательству и получают соответствующие сертификаты. А это — заявка на продолжение занятий предпринимательством во взрослой жизни уже всерьез. Во всяком случае фундамент для тех, кто пожелает это сделать, заложен. И это наверняка поможет.

Впрочем, главное, как разъяснил «МК» один из координаторов европейского проекта «Предпринимательство-2020», сотрудник генеральной дирекции Еврокомиссии по предпринимательству и промышленности Симон Балдассарри, отнюдь не в том, чтобы сделать предпринимателями всех, кого выпускает школа:

— Очевидно, что в бизнес по окончании среднего учебного заведения пойдут далеко не все. Поэтому задача курса — не столько превратить каждого школьника или студента в предпринимателя, сколько научить ребят ответственности и критическому мышлению, умению разрабатывать новые идеи, работать в команде и решать возникающие проблемы. Другими словами, вырастить креативных и ответственных людей, чьи знания и навыки полностью соответствуют потребностям XXI века.

— Воспитание навыков предпринимательской деятельности у молодого поколения является стратегически важным элементом развития инновационной экономики, — считает директор департамента внешних связей корпорации Intel в России и других странах СНГ Анна Лобанова.

Другими словами, речь при введении данного курса в школах, вузах и колледжах идет об обучении детей и подростков не столько предпринимательству, сколько предприимчивости, активной жизненной позиции. То есть тому, чего так не хватает нам, россиянам. В Европе и в Америке, в Африке и на Ближнем Востоке, как явствует из выступлений на форуме в Варшаве, это понимают. Осталось лишь договориться, с какого возраста надо начинать учить предпринимательству и должны ли посещать эти занятия все дети без исключения.

Песочница для бизнесменов

Насчет возраста за рубежом согласны практически все — с самого раннего. Симон Балдассарри, например, уверен, что начинать надо с 1-го класса, т.е. с 6–7 лет. Шелли Эскью думает, что даже раньше: «Чем раньше, тем лучше — пусть и с детского сада».

А вот надо ли сделать занятия обязательно всеобщими, до конца пока не ясно. По мнению Шелли Эскью, учить предпринимательству в обязательном порядке надо всех школьников. «А затем и всех студентов — независимо от специализации университетов, где они учатся. Лучше всего это делать в рамках междисциплинарного подхода. Причем многие ведущие университеты мира уже идут по этому пути», — подчеркнула она.

Школьный курс предпринимательства со временем должен стать всеобщим, считает и Симон Балдассарри. Поэтому уже с будущего года, уточнил он «МК», «пилотные проекты уроков предпринимательства в младших классах запустят сразу три-четыре страны ЕС». А вот в вузах как минимум в ближайшие годы картинка будет другой, считает он:

— На специальностях экономической направленности похожие дисциплины уже есть: это — часть их профессиональной подготовки. Теперь аналогичные курсы должны прийти в технические и естественнонаучные университеты. (Надо думать, чтобы облегчить процесс той самой реализации научных идей, с которой у нас в России обстоит так плохо. — «МК»). И лишь затем, в более отдаленной перспективе, настанет черед приобщения к предпринимательству будущих гуманитариев. В конце концов, менеджеры ведь нужны и в данной сфере.

Учитывая обрисованную перспективу, на первый план в мире выходит вопрос массовой подготовки школьных и вузовских педагогов, способных вести новый предмет. Однако именно здесь, особо подчеркнул еврочиновник «МК», лежит главная на сегодняшний день проблема:

— Обучение предпринимательству не требует введения дополнительных уроков или добавочного учебного времени, а значит, не приведет к перегрузке детей. С этой точки зрения все в порядке. Но оно потребует нового стиля преподавания. И тут мы выходим на главную проблему обучения по-новому — вопрос переподготовки учителей.

Как оказалось, даже в развитых странах мира эта проблема стоит чрезвычайно остро. Пройти переподготовку и научиться учить детей предпринимательству сегодня готовы в лучшем случае 25–30% педагогов мира, призналась Шелли Эскью «МК». Но еще столько же, по ее оценке, считают затею с обучением по-новому совершенно ненужной, а то и вредной.

Остальные педагоги, даже в богатых, благополучных странах с устоявшейся рыночной экономикой, отмалчиваются, и расшевелить их в этом плане ох как нелегко. Что уж, казалось бы, говорить о российских педагогах, придавленных реформами последних лет и прочими тяготами нашей жизни! Ан нет! Обучение по схожим с европейскими программам предпринимательства началось и в нашей стране. Точнее — в Москве, ставшей пионером в этом нелегком деле.

Говорит Москва

Как сообщили «МК» в столичном Департаменте образования, «только с 21 по 25 октября этого года более 200 московских школьников приняли участие в экономическом семинаре «Финансовая грамотность и финансовая безопасность», проходившем в подмосковном детском оздоровительно-образовательном центре «Команда». Главными задачами семинара были пробуждение интереса школьников к финансовым проблемам и ориентирование их в финансовых вопросах. Поэтому в порядке ознакомления школьникам рассказали о банковских вкладах, депозитах, недвижимости и инвестициях на фондовом рынке, познакомили их с типичными инвестиционными ошибками, анализом финансовой информации и составлением семейного бюджета».

Впрочем, примечательно другое. Семинар, уточнили в столичном ведомстве, «проводился в рамках мероприятия «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в городе Москве». Говоря точнее — подпрограммы «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012–2016 годы» и государственной программы Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 годы». Другими словами, система образования Москвы двинулась тем же путем, что и основная часть развитых стран мира.

Финансовый ликбез

— В Москве, — рассказала о новых образовательных проектах города зам. главы столичного департамента образования Маргарита Русецкая, — второй год идет программа повышения общей финансовой грамотности москвичей. В свое время Москва подала заявку на конкурс Минфина на лучший проект системы мероприятий, направленных на улучшение финансовой грамотности населения. А затем выиграла его, получив статус пилотного региона и поддержку российского Минфина и Мирового банка.

Благодаря этому обитатели мегаполиса получили возможность разобраться, как минимизировать свои личные финансовые риски — прежде всего как правильно реагировать на назойливые предложения банковских кредитов, как грамотно спланировать бездефицитный семейный бюджет, как обеспечить себе достойную пенсию, — и научиться многим другим полезным вещам.

Основную просветительную работу с населением ведет столичный департамент образования. И это неспроста, подчеркнула зам. главы ведомства:

— Главная задача нашего проекта — просвещение в вопросах финансов всех категорий москвичей. Нашей первоначальной задачей была оценка уровня финансовой грамотности населения. Следующим шагом стала разработка программ обучения для разных категорий граждан, затем настал черед подготовки педагогов-тьюторов для реализации этой программы, а там, наконец, дошло и до ее реализации.

— Мы знаем, что аналогичные предложения по работе с москвичами, — особо отметила она, — со своей стороны выдвигали и выдвигают многие игроки финансового рынка. Но частные компании по определению сориентированы на продвижение своих продуктов, вследствие чего не могут быть абсолютно беспристрастными. А наша задача — защита населения Москвы от финансовых рисков. Поэтому координирует эту работу столичный департамент образования. А помогают ему в числе участников городской финансовый колледж, столичные школы, имеющие опыт реализации программы финансовой грамотности в рамках профильного обучения или внеучебной работы, а также вузы Москвы.

В будущем, не сомневаются столичные образованцы, именно учебным заведениям Москвы предстоит сыграть ключевую роль в приобщении столичных учащихся к этой новой для нас области знаний и компетенций. Ведь приучать к правильному поведению в условиях рыночной экономики и частного предпринимательства надо с детства.

Пока мы знаем только слово «кредит»

— Помимо обучения старших групп населения Москвы, — уточнила «МК» зам. директора Центра фестивальных культурно-зрелищных и культурно-досуговых программ Анна Горина, — основными направлениями работы в рамках проекта по распространению финансовой грамотности являются обучение учащихся столичных школ, колледжей и вузов, подготовка методических пособий для преподавания этого предмета населению, а также обучение учителей.

За один лишь прошлый год, по ее словам, в городе в этом плане сделано очень много:

— Проведены многочисленные мероприятия данной направленности — конкурсы, деловые игры, обучающие семинары. Разработана уникальная программа «Основы потребительской грамотности в финансовой сфере» для старших школьников и учащихся техникумов. (Программа состоит из 12 модулей, каждый из которых освещает ту или иную проблему, — например, «Личное финансовое планирование».) Проведено тестирование 20 тыс. человек, включая не только учащихся, но и учителей. Тут-то и выяснилась крайне неприятная вещь, — призналась она. — Результаты тестирования свидетельствуют о крайне низкой финансовой грамотности москвичей. Как оказалось, имеют хотя бы теоретическое представление о предмете не более 15% опрошенных. Причем представление весьма специфическое: к примеру, о кредитах теоретически мы знаем гораздо больше, чем о депозитах. Применять же свои познания на практике способно еще меньшее число москвичей.

Финансово-экономическая ситуация при таком уровне безграмотности подавляющей части населения может стать угрожающей. И первопроходцы проекта начали действовать.

«Чему нас учат семья и школа?»

— Сейчас мы уже приступили к выполнению второго этапа проекта, — рассказала зам. директора московского Коммерческо-банковского колледжа №6 Елена Иванова. — От подготовки учебных программ и методичек для преподавателей мы перешли к организации обучения в нашем колледже.

Работа сразу пошла по двум направлениям. С одной стороны — что вполне ожидаемо, так как колледж готовит специалистов для Москвы как для крупного международного финансового центра, — в учебном заведении идет обучение собственной молодежи. С другой — через Центр финансовой грамотности началось обучение азам умения обращаться с финансами людей, давно вышедших из студенческого возраста. В том числе пенсионеров, или, как сейчас стало принято говорить, людей «третьего возраста». И, что особенно важно, для каждой из этих групп нашлись свои методы обучения. А финансовый ликбез для взрослых вдобавок оказался бесплатным для потребителя.

К примеру, для студентов совместно со Сбербанком в колледже создали Учебный банк: учить — так на практике. Многое дала ребятам и деловая игра для студентов колледжей Москвы «Инвестиции в экономику». (Каждый ее участник получил 1 млн рублей — понятно, учебных — с тем, чтобы купить на него «акции» и тем самым приумножить свой капитал. Всего в этой игре участвовали 25 колледжей Москвы, выставив в общей сложности более 100 участников из числа студентов.)

Для пенсионеров в банковском колледже №6 придумали другую схему. Здесь решили объединить курсы финансовой грамотности с компьютерной. И получилось здорово. Всего таким образом в колледже обучили 250 пенсионеров, которые теперь в состоянии самостоятельно оплатить коммунальные услуги, узнать о текущем состоянии своих вкладов, написать и отправить в случае необходимости заявление в режиме онлайн.

А в среднем специальном учебном заведении для будущих банкиров обдумывают новые планы. Теперь здесь собираются вовлечь в процесс обучения новую категорию москвичей — школьников. Для них уже запланированы мастер-классы и тренинги по развитию финансовой грамотности. Причем некоторые из них пройдут в ходе Дня открытых дверей в колледже весной будущего года.

Другая ближайшая задача — обучение в колледже преподавателей-тьюторов, которые, пройдя этот курс, станут затем готовить других учителей. А их городу, как оказалось, вскоре потребуется немало.

В предприниматели — со школьной скамьи

— От того, как быстро Москва сможет накопить достаточное число людей, готовых открыть свое собственное дело, зависит развитие экономического климата в нашем городе. Особенно это касается молодых москвичей, — подчеркнула Маргарита Русецкая.

Ну а таких людей надо готовить с детства. И тут не грех воспользоваться зарубежным опытом и методиками, считают в департаменте образования. Например, международными программами и конкурсами для юных предпринимателей, вроде той, в которой Москва принимает участие последние пять лет.

— Наши школы участвуют в конкурсе SAGE («Школьники за продвижение социального предпринимательства») для ребят 13–19 лет с 2008 года. Это конкурс идей, уже реализованных или возможных для реализации в будущем, — рассказала Анна Горина. — Но чтобы победить в нем, вовсе не обязательно учиться в образовательном учреждении, специализирующемся в области экономики и предпринимательства. Взять хотя бы альма-матер одного из призеров программы SAGE 2013 года, ученика 10-го класса Игоря Скворцова, — московскую школу №1252.

— Наша школа с углубленным изучением испанского языка, — рассказала директор учебного заведения Ирина Анурова. — Но одновременно мы сотрудничаем и с Финансовым университетом при Правительстве России. И это сочетание оказалось чрезвычайно плодотворным. А участие в международных проектах дает нашим выпускникам дополнительные преимущества при выборе дальнейшего жизненного пути и продолжении учебы.

— Конкурс SAGE не только открыл мне дорогу в мир предпринимательства и показал, как можно применять полученные знания на практике, — поделился призер нынешнего года Игорь Скворцов. — Благодаря участию в этом проекте я сильно улучшил свой английский язык: он у меня второй и раньше был не таким сильным, как первый, основной — испанский. Главное же, что теперь я понял, чем я хочу заниматься после окончания школы, — предпринимательством. А это очень важно для человека, который через год получит аттестат.

Участие и победа в конкурсе SAGE имеют большое значение не только для отдельных учащихся. Выиграл и город, поскольку это позволило выявить столичные школы-лидеры, способные стать ресурсными центрами развития молодежного предпринимательства в Москве в целом. Но это в будущем. Между тем некоторыми успехами на этом пути столица может похвастаться уже сейчас. К примеру, тем, что на последнем международном конкурсе молодежных предпринимательских проектов SAGE в Нигерии школы Москвы заняли почетное третье место. В итоге в следующем, 2014 году конкурс пройдет в Москве. И в департаменте надеются, что столичные школы покажут на нем столь же достойные результаты.

Новым курсом

Итак, в необходимости введения в московских учебных заведениях занятий по предпринимательству, аналогичных европейским и североамериканским, в столичном департаменте образования не сомневаются. Но как добиться этого практически?

— Сейчас у нас разрабатываются различные программы этой направленности. В том числе для углубленного профильного изучения дисциплин, связанных с финансами и предпринимательством, а также для преподавателей обычных школ, которым вскоре предстоит познакомить с ними учащихся, — рассказала Маргарита Русецкая.

— В 2012 году была подготовлена программа «Основы потребительских знаний», — дополнила Анна Горина. — Сейчас идет предпечатная подготовка. А в 2014 году, после того, как программу напечатают, она будет предложена всем школам и колледжам Москвы.

Полный курс «Основ потребительских знаний» будет состоять из 10 модулей по 10 уроков каждый и предназначаться для 9–11-х классов школ или первых курсов колледжей. Рассчитан он на дополнительное образование, но может быть и элективным — по выбору учащихся. А вести его сможет любой учитель, ведь те или иные его разделы или темы можно будет дать в рамках любого предмета, будь то литература, математика или история. Таким образом, никаких сложностей в связи с введением нового курса не предвидится. Однако решение о том, вводить его или нет, в каждом случае будет принимать школа.

— На сегодняшний день провайдерами этих программ определены 50 столичных школ, — уточнила Маргарита Русецкая. — Мы хотим, чтобы эти программы пришли в каждое столичное образовательное учреждение. А тьюторов, которые обеспечат учебный процесс, мы активно готовим.

Впрочем, со своей стороны также заверила она «МК», отечественный курс финансовой грамотности, совсем как зарубежные основы предпринимательства, ни в коем случае не отяготит школьную программу. Навязывать его учащимся никто не собирается, и он будет строго добровольным:

— Все обязательные школьные предметы закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте, а данный курс в этот перечень не входит. Есть и другой важный нюанс: дополнительных часов для его проведения не потребуется. Изучить новый предмет, — дополнила «МК» школьный директор-практик Ирина Анурова, — можно, не раздувая сетку учебных часов, а другими способами. Мы, скажем, вставляем «Основы потребительских знаний» отдельными блоками в разные предметы. Например, в обществознание, занятия по праву, по экономике. При этом и на уроки, и на внеурочные занятия в рамках дополнительного образования мы приглашаем специалистов, готовых рассказать ребятам о практической стороне дела. И вообще стараемся сделать их максимально разнообразными и интересными для ребят.

— Есть и другие способы, — уточнила «МК» Анна Горина. — Например, через олимпиады и конкурсы. Да через ту же международную программу социального молодежного предпринимательства SAGE.

— К слову сказать, в рамках последней, — дополнил картину Игорь Скворцов, — ребята подготовили и представили на конкурс свой проект «I Want to Work» («Хочу работать») для детей, которые не любят просить карманные деньги у родителей, а стремятся заработать их сами, устроившись на временную работу или подработки. Проект рассчитан на ребят 14–20 лет — школьников и студентов. И в том числе — на учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, которые могут работать, не выходя из дома. Например, за компьютером. Многие ребята благодаря нашему проекту уже нашли себе работу.

И еще один важный момент. «Со временем, — заверила «МК» Маргарита Русецкая, — возрастная планка для слушателей этого курса будет понижена до 1-го класса, а то и для детсадовских групп. Не забывайте: пластиковые карточки, служащие пропуском в школу, а заодно и средством оплаты в школьных столовых, имеются уже даже у первоклашек. А значит, приучать правильно обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста».

Впрочем, в некоторых московских школах, по словам Анны Гориной, такая работа с малышами уже ведется. Это значит, что наш город не отстает от ведущих мировых трендов. Осталось, чтобы за ним последовала вся страна.

Москва—Варшава—Москва.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах