МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В России надо запретить спорт

профессионалов за счет налогоплательщиков

Когда в конце прошлого года ряд членов Совета Федерации во главе с Николаем Власенко попытались внести законопроект о запрете госмонополиям финансировать профессиональный спорт, я не сомневался, что эта затея обречена на провал. И не потому, что она бессмысленна, как многие из предлагаемых законодателями реформ. А как раз наоборот, потому что была вполне актуальной. Трудно отказать в разумности Николаю Власенко, который в одной из спортивных газет сказал: «Я разбираюсь в экономике и понимаю, что в государственных монополиях все без исключения затраты перекладываются на потребителя. По большому счету это не «Газпром» финансирует футбольный «Зенит». Его оплачиваем мы с вами, все жители страны. Разве это справедливо? Конечно же, нет...»

В этом начинании проглядывалось стремление привести наш профессиональный спорт к порядку вещей, какой принят во всем нормальном мире. Но куда там. Запала энтузиастов хватило ненадолго. Такое впечатление, что им просто заткнули рот: эта тема больше не поднимается в СМИ. Судя по всему, табу наложили олигархи, правящие бал в российском спорте, которые, естественно, против любых перемен, ущемляющих их интересы. Которые, в свою очередь, никогда не совпадают с интересами государства и тем более простого народа. Но как бы там ни было, сенаторы сделали очень нужное дело. Злободневная проблема была озвучена, и одно это уже ценно. В плане понимания дальнейшего развития процесса, который, как бы ни противились ему олигархи, в итоге все равно придет к единому знаменателю, существующему на Западе.

Тамошняя модель организации профессионального спорта, особенно американская (скажем так, эталонная), не имеет с нашей ничего общего. У нас, как принято говорить, все «с точностью до наоборот». Правда, одно сходство все-таки есть: это многомиллионные гонорары спортсменов. А вот все остальное — принципиально разное. Даже то, что у них уровень зарплат атлетов вполне закономерен, у нас — абсолютно ничем не обоснован, кроме желания хозяев российского профессионального спорта выглядеть не хуже, чем те, за бугром. Но как ни стараются, а не получается. И не получится. Потому что подход к делу у отечественных функционеров «золотого тельца» совсем иной, чем у зарубежных предпринимателей.

В свое время я серьезно занимался изучением основ профессионального спорта в США. Написал об этом целую книгу. Но пересказывать ее тут не собираюсь, остановлюсь лишь на самом главном вопросе: как, за счет чего и кого финансируются четыре основные профессиональные лиги Америки — НХЛ (хоккей), НФЛ (американский футбол), НБА (баскетбол) и МЛБ (бейсбол).

Весь квартет спортивных корпораций входит в число 500 крупнейших компаний США, ежегодный оборот каждой составляет от 4 до 8 миллиардов долларов. Откуда же берутся такие средства?

Первоисточник поступлений, как ни странно, тот же самый, что и в России, — кошельки обычных граждан. Только вот деньги оттуда изымаются не с помощью финансового «кистеня» американских аналогов «Газпрома», «Роснефти», сделавших «спонсорами» большого спорта всех, включая любителей оперы и бедных пенсионеров, — такое в Америке никому и в голову не придет.

За океаном доллары извлекаются из кошельков исключительно на добровольной основе и только у тех, кто действительно любит спорт. Другое дело, что таких в Штатах — почитай вся страна. Большинство американцев исправно платят за билеты на стадион, а также за право смотреть матчи по телевидению весьма приличные деньги. Заполняемость трибун на играх — от 95 до 100 процентов, и непосредственно зрители приносят профессиональным лигам от 10 до 20 процентов общего дохода. Остальные 80–90% поступают от телекомпаний. Причем все цифры открыты, регулярно публикуются в финансовых отчетах, доступных каждому гражданину.

Среди телекомпаний идет вечная битва за возможность купить права на трансляцию матчей, потому что рейтинги спортивных передач являются одними из самых высоких. Телебоссам приходится выкладывать лигам суммы в миллиарды долларов, но они не остаются внакладе. Знаете, сколько стоит разместить 30-секундный рекламный ролик во время трансляции Супербоула (финальной встречи чемпионата НФЛ)? 3 миллиона долларов! И желающих выложить их из числа нефтяных, электронных и промышленных гигантов гораздо больше, чем порядка 80 лотов, выставляемых на продажу.

Предприниматели Америки только таким образом могут способствовать развитию профессионального спорта. И речи не может быть о каком-либо ином способе финансирования спорта не только госструктурами, но и любыми монополиями. Поэтому ни у одной из профессиональных спортивных лиг и отдельных команд нет спонсоров. Да и зачем они самодостаточным коммерческим организациям? Их главный спонсор — зритель, который ходит на матчи и смотрит телетрансляции. Только на него буквально молятся в НХЛ, НФЛ, НБА и МЛБ; зритель — их бог и кормилец.

Профессиональный спорт в США — это своего рода театр. Большой театр. И там никому не придет в голову устраивать «спектакль» в виде матча для пустого зала. Как это практикуется у нас, когда «в наказание провинившихся фанатов» запрещают всем вход на стадион. Для профессиональных американских лиг такая ситуация просто немыслима, это означало бы смерть профессионального спорта. Но немыслима она еще и потому, что фанаты-отморозки на американских стадионах не появляются. Так как их... просто не существует. (Спорт высшего качества + культура боления = большой бизнес.)

Впрочем, и без запретов посещаемость матчей российских профессиональных лиг, футбольных и хоккейных, оставляет, мягко говоря, желать лучшего. А грубо выражаясь, находится на позорном уровне. Но наших спортивных боссов это никоим образом не волнует: они-то в отличие от американцев никак не зависят от этих, ну, как их... зрителей, приносящих сущие копейки. Как не зависят и от телевидения, плата которого за трансляцию, к примеру, футбольных матчей составляет всего порядка 40 миллионов долларов в год.

Между тем глава Российского футбольного союза Николай Толстых оценивает размеры отечественного футбольного рынка в сумму 2,5 миллиарда долларов. Вычтите из нее 40 миллионов телевизионных и еще пару-тройку миллионов «зрительских» долларов от продажи билетов — и вы получите те средства, которые ежегодно через «Газпром», «Роснефть» и иже с ними отнимают для забав олигархов у всех жителей России без их на то согласия. Это примерно, как если бы в подворотне к вам подошли спортивного вида парни в трениках и вывернули карманы.

...По совершенно случайному совпадению сразу после предложения сенаторов запретить естественным монополиям и госкорпорациям финансировать профессиональный спорт стали появляться статьи о том, что спорт этот, несчастный, моментально загнется. Это вранье. Не загнется, потому что его у нас просто нет. Вместо профессионального спорта — дорогая дешевая подделка.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах