День независимых уклонистов

Блог Константина Добрынина
Сенатор

Под занавес летней сессии Совет Федерации чуть было не отклонил закон, направленный на повышение престижа военной службы. Но не отклонил, хотя было за что. Дискуссия у нас на комитете была жаркой, но решение оказалось предсказуемым - рекомендовать верхней палате отклонить закон. На Совете Палаты споры были еще более жаркими и местами напоминали боевые действия, иначе и быть не могло, ведь в бой за закон вступил комитет по обороне под предводительством уважаемого коллеги Озерова.

Решение было соломоново или, если по-простому, то рабочее: закон принимаем, но до его вступления в силу вносим поправки. А они нужны, чтобы Конституцию не нарушить.

Суть закона проста. Он содержит ряд норм, предоставляющих преимущества гражданам, прошедшим военную службу по призыву, и тем самым повышает престиж этой самой военной службы.

В частности, в соответствии с этим законом гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.

Полезная вещь, одним словом. Почти мед.

Но и дегтя оказалось в избытке. И упал он в эту законодательную медовую бочку пока она проходила три чтения в уважаемой нижней палате. Конец сессии, спешка, понимаем.

Но даже при спешке Конституцию забывать не стоит.

Так, например, в законе, появилось такое понятие, как «гражданин, не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований». При этом такой гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а также не может находиться на государственной гражданской службе.

Отличное положение, если бы не одно "но" в виде части 4 статьи 32 Конституции, в соответствии с которой все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Есть и второе "но", в виде статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которая обеспечивает равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Вы не поверите, но есть и третье скучное "но" в виде Определения Конституционного Суда РФ от 27 октября 2000 года N 217-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоего гражданина Паукова Александра Васильевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому федеральный законодатель вправе закрепить в законе определенные требования к кандидатам на те или иные должности в органах государственной власти. Необходимость такого регулирования может быть вызвана особыми требованиями к отдельным замещаемым должностям. Эти ограничения связаны с особенностями прохождения определенных видов государственной службы.

Однако установление ограничений к отдельным должностям не означает возможности ограничивать те или иные категории граждан в праве на доступ к государственной службе, и в этом весь Конституционный фокус-покус.

Да, чуть не забыл, теперь согласно пункту 11 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" полномочие по вынесению заключения о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложено на призывную комиссию или на военного комиссара, если в двух словах.

Пытались ли мы на стадии рассмотрения закона в Госдуме исправить ошибочки? Ответ: пытались, и я даже вносил туда поправку к проекту рассматриваемого закона. Она была, увы, отклонена.

Теперь, после яркой дискуссии и публичного обсуждения недостатков и несомненных достоинств закона, мы с коллегой-сенатором Клишасом, исполняя протокольное поручение, разработали проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения ограничений, связанных с государственной службой и муниципальной службой", основная идея которого – лишение гражданина права находиться на государственной службе и муниципальной службе может осуществляться только на основании обвинительного приговора суда, а не решением призывной комиссии.

За что были названы самой «Независимой газетой» представителями «пацифистски настроенных «белых воротничков», мол, ничего мы в армии не понимаем. В армии, может, чего-то и не понимаем. Зато в Конституции понимаем.

 

Другие записи в блоге