Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Причина любой авиакатастрофы это сгусток воздействий человеческих факторов.

 В связи с авиакатастрофой в Казани приношу соболезнования всем родным и близким погибших. Это страшная трагедия.

Мне самому, как и многим жителям нашей страны приходится пользоваться воздушным транспортом, причем довольно часто. И каждый раз, держа в уме риск катастрофы, невольно задумываешься об их причинах.

В сложившейся практике расследования причин авиакатастроф принято выделять две основные версии – технические неисправности и человеческий фактор.

И мне кажется, что это принципиально не верно. В любом происшествии есть доля человеческого фактора. А любая авиакатастрофа – это сгусток влияния человеческих факторов. Да люди, и факторы с ними связанные в каждой авиа трагедией разные. Но плачевные исходы, как правило, схожи.

Известно, что Boeing 737 является самым опасным самолетом в мире, который чаще других попадает в авиакатастрофы. Причем не первый год. Одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 500 тысяч летных часов самолета Boeing 737. Поэтому старая версия семейства Boeing 737, к которой относится разбившийся в Казани самолет, до сих пор эксплуатируется авиакомпаниями лишь в бедных странах. В этой связи решение людей, принимающих политическое решение о приобретении и эксплуатации этого воздушного судна авиакомпанией «Татарстан» – разве это не человеческий фактор?

Известно также, что Boeing 737-500 с регистрационным номером VQ-BBN, разбившийся в Казани, начал эксплуатироваться во Франции в июне 1990 года. До 1992 года он входил в состав флота французской чартерной авиакомпании Euralair, а в 1992-1995 годах – эксплуатировался в Air France. Начиная 1995 года, самолет выполнял рейсы для Uganda Airlines, в Африке, затем в Южной Америке и Восточной Европе. В 2008 году был приобретен авиакомпанией «Татарстан» в лизинг у ирландской компании. При этом представитель авиакомпании "Татарстан" затруднился назвать лизингодателя. "Татарстан" явился седьмым эксплуатантом данного самолета. То есть все предыдущие эксплуатанты использовали это воздушное судно в среднем не более 3-х лет. Авиакомпания же "Татарстан" эксплуатировало это существенно постаревшее воздушное судно уже шестой год. Разве сам этот факт использования 23-х летнего самолета – не человеческий фактор?

Часто в качестве одной из основных причин воздушных катастроф эксперты называют плохую подготовку пилотов. Для того, чтобы качественно обучить пилота, необходимо использовать до 160 тонн авиационного керосина. Однако, по мнению тех, кто отвечает за обучение отечественных пилотов, стоимость топлива так высока, что будущих летчиков часто учат летать на тренажерах! И это тоже человеческий фактор, позволяющий чиновникам, ответственным за подготовку пилотов даже получать премии за экономию средств, а порой «за вознаграждение» выдавать пилотам документы о прохождении переподготовки, которой не было.

Работа пилотов хорошо оплачивается. Поэтому каждый из них держится за свое место. И, принимая то или иное решение, пилот вынужден держать в уме реакцию работодателей, часто стремящихся экономить на всем и вся, и способных резко изменить статус пилота, уволив его из авиакомпании. И это тоже человеческий фактор.

Бывают и случаи нескрываемого давления на принятие решения пилотом. Достаточно вспомнить авиакатастрофу в Смоленске в апреле 2010 года с президентским самолетом польских ВВС, когда в результате нажима на пилотов, находящихся на борту руководителей высшего военного командования Польши, летчики были вынуждены совершать посадку в условиях сильного тумана. В результате в катастрофе погибли все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа, в их числе — президент Польши Лех Качиньский. И это тоже человеческий фактор.

Но все же основа безопасности полетов это:
- кардинальное обновление парка самолетов, вплоть до лишения авиакомпаний лицензий за эксплуатацию старых машин;
- постепенное (поэтапное) возрождение отечественного авиапрома в части разработки, производства и ремонта исключительно на конкурсной основе,
- а также возрождение российских летных школ – училищ гражданской авиации, которых тоже практически не осталось.

просмотров: 7701