Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Жертва протекционизма: кто виноват в провале «Гурвинека»

Жертва протекционизма: кто виноват в провале «Гурвинека»

Почему российский зритель встал на сторону кинотеатров и не поддержал отечественных мультипликаторов.

7 марта на большие экраны вышел анимационный проект совместного производства России, Чехии и Бельгии – «Гурвинек: волшебная игра». Но вместо высоких сборов и восторженных отзывов он собрал лишь негатив, с треском провалившись в прокате. Целый ряд кинотеатров, в том числе принадлежащих крупным сетям, объявили мультфильму бойкот, а вслед за ними подтянулись и зрители. Немногочисленные залы, где крутят «Гурвинека», в основном пустуют. Хотя те, кто все же сходил на сей фильм, говорят, что он не так уж и плох. Тогда почему же он стал очередной неудачей отечественного кинематографа?

Причин, как всегда, несколько, однако в основе, пожалуй, лежит политика излишнего протекционизма российского Министерства культуры. Напомню, в России вот уже три года действует постановление правительства №143, согласно которому иностранному фильму могут отказать в выдаче прокатного удостоверения, если одновременно стартует схожий отечественный проект. Таким образом профильное ведомство оказывает поддержку российским кинематографистам и мультипликаторам. К слову, наша страна в этом плане не одинока – скажем, в Китае протекционистские меры еще жестче, там дело и вовсе до квот доходит. В то же самое время сравнивать эти два кинорынка, российский и китайский, как минимум, некорректно.

Ни для кого не секрет, что отечественный кинематограф лихорадит еще с конца восьмидесятых – начала девяностых, когда старая школа оказалась за бортом, а новую так никто и не выработал. И если говорить откровенно о художественной составляющей, многие современные фильмы по качеству мало отличаются от позднеперестроечных. Безусловно, хорошие и даже отличные фильмы есть, но их не так уж и много. И заниматься протекционизмом на этом фоне нужно весьма осторожно. У нас же, как всегда, обожают идти от противного. Что же в итоге? А в итоге – конфликт со зрителем.

В январе 2017 года российский прокат усиленно расчищали для собравшего шквал негативных оценок «Викинга», а в мае 2018-го случился скандал из-за голливудских «Мстителей», очередную и при этом долгожданную часть которых решили передвинуть из-за проекта Константина Хабенского «Собибор». В итоге сошлись на том, что блокбастер от Marvel просто не будут крутить 9 Мая, и на этом успокоились.

Разумеется, прецеденты на этом далеко не исчерпываются, просто они уже не столь громкие. Так, предположительно из-за отечественного «Скифа» была сдвинута премьера семейного фильма «Приключения Паддингтона 2», а потом и «Садко» потеснил американо-канадского «Распрекрасного принца». Но если в случае с мультфильмами хотя бы прослеживается логика, то замена очаровательного медвежонка кровавыми сценами отечественного фэнтези, решительно непонятно.

Подобная практика обязательно должна была привести ко взрыву, так и получилось. В один день, уже упомянутое 7 марта, были намечены премьеры российского «Гурвинека» и бельгийского «Королевского корги». Однако прокатчику предложили выбрать иную дату релиза, сославшись на меры поддержки отечественного кинематографа, и пульсирующий болезненный нарыв прорвало.

Ассоциация владельцев кинотеатров заявила, что не будет прокатывать «Гурвинека», если «Королевскому корги» не позволят идти одновременно. Решение поддержали три крупные киносети: «Каро», «Киномакс» и «Синема Стар». Но так как прокатное удостоверение бельгийским анимационным собакам в итоге выдано не было, удар бумерангом вернулся к российскому «Гурвинеку». Кинотеатры объявили мультфильму бойкот, и в итоге за первую неделю он заработал лишь 15 миллионов рублей вместо ожидаемых двадцати пяти. Протекционизм Министерства культуры в итоге ударил не по западной культуре, а по тому, что планировалось как раз-таки защитить и поддержать. Правда, ведомство уверяет, что предлагало сторонам конфликта пойти на компромисс. Как бы то ни было, результат печален.

Справедливости ради стоит отметить, что выпускать в прокат оба проекта (как «Гурвинека», так и «Корги»), было изначально рискованно: не будем забывать, что 7 марта стартовал очередной блокбастер от Marvel, а еще к тому моменту в кинозалах страны с успехом шла третья часть мультфильма «Как приручить дракона». Против такой тяжелой артиллерии вряд ли бы устояли оба проекта, российский и бельгийский.

Сейчас же расклад таков: «Гурвинеку» устроили темную не только кинотеатры, но и зрители. Возможно, мультфильм совместного производства России, Бельгии и Чехии не стал бы хитом. Однако у него был шанс честно проявить себя, чего не случилось из-за протекционизма Минкульта и, как говорят, упорства продюсеров.

Урок из сложившейся ситуации следует извлечь всем: профильному ведомству, прокатчикам, продюсерам и кинематографистам. Многочисленные слова о том, что народ силком не загонишь в кинотеатры, оказались неубедительными, и дело предсказуемо дошло до скандала, который в итоге не оказался на руку никому.

Может, все-таки не стоит отказывать зрителю в праве выбора? Все-таки двигатель прогресса – это здоровая конкуренция, а не запреты. В свое время мы это уже проходили, так стоит ли проходить сомнительный путь заново?

Что-то мне подсказывает: «Гурвинек» - первая, но не последняя жертва злоупотребления господдержкой.

Фото: Afisha.uz

просмотров: 2764



Комментарии пользователей

  • Мизантроп
    Интересно, неужели и правда марвеловскую тягомотину смотрят в таких количествах?....

Оставьте ваш комментарий