Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Флибустьеры книжного рынка

Флибустьеры книжного рынка

Существует расхожее выражение: мол, настоящий художник должен быть постоянно голодным, иначе он расслабляется и перестает творить. Можно бесконечно долго спорить на эту тему и даже привести доводы в пользу данной точки зрения, однако следует помнить: некоторые художники (музыканты, поэты, писатели) существуют исключительно за счет своего творчества.

Еще в девяностые годы публика возмущалась, почему концерты западных исполнителей стоят дешевле, чем выступления представителей отечественной сцены. Отчасти это, конечно же, обуславливалось аппетитами наших артистов, но основная причина была в другом: если забугорные певцы и музыканты могли себе позволить существовать за счет продажи альбомов, то в карман российских беззастенчиво залезали пираты. Надеюсь, многие еще помнят «лицензионное звучание» переписанных с компакт-дисков кассет? Зачастую легальная продукция в магазинах мирно сосуществовала на одной полке с пиратским контентом, и отличить их было легко уже по стоимости. Музыканты творили, пираты зарабатывали на нелегальных копиях, а страдал в итоге отечественный слушатель: с одной стороны, от ненадлежащего качества, а с другой – от невероятно завышенных цен на живые выступления. «Фанера» - это отдельная тема, не о ней сейчас речь.

Сегодня любой контент можно приобрести в интернете – от одной-единственной песни из целого музыкального альбома до нескольких сезонов любимого сериала в высоком качестве. Но теневой рынок никуда не делся. Если в легальных онлайн-кинотеатрах нужно оформлять подписку, а за громкие новинки еще и приплачивать сверху, то на многочисленных пиратских ресурсах практически все можно посмотреть бесплатно и сразу. Заблокировали? Ничего страшного – есть сайты-зеркала на других доменах. Платить за контент в этом случае приходится просмотром рекламных роликов и, в отдельных случаях, последующей чисткой компьютера от вирусов и рекламных ссылок, игнорируемых защитными программами. Но многих людей это устраивает – зато бесплатно. С чего, мол, я буду платить за просмотр, вдруг фильм окажется так себе?

Есть отдельная категория потребителей, которые, посмотрев кино на пиратском сайте, потом покупают его легальную копию. Но таких очень мало. Большинство же, однажды получив халяву, не торопятся с ней расставаться.

Точно такая же ситуация и на музыкальном рынке, и на книжном. У современного homo sapiens есть выбор: купить или украсть. Да-да, это именно воровство, чем бы любители бесплатного контента ни прикрывались. Слушатель скачал песню, не заплатив ни копейки, и лишил заработка исполнителя, студию звукозаписи, дизайнеров обложек и еще целого ряда причастных людей. То же и с книгами – зачем тратить сто рублей на поддержку автору, если есть куча сетевых библиотек, где все украденные новинки уже перезалиты и доступны бесплатно?

Складывается удивительная ситуация: читатель требует, чтобы автор писал, но денег за это платить не хочет. Режиссер, снимай, музыкант, складывай ноты, а я, мол, потом заценю. Есть даже те, кто искренне удивляется, что творчество, оказывается, тоже стоит денег. Эти люди путают писателей и кинорежиссеров с офисными служащими, которые ходят на работу с понедельника по пятницу и в любом случае получат свой оклад. Никого, разумеется, не хочу этим обидеть – клерки взяты исключительно для примера, хотя среди них много как раз таки потребителей контента. Но поставить себя на место писателей или музыкантов те же клерки не могут. Как так – они ходят на работу, сидят там с девяти до шести, а руководство потом объявляет, что зарплаты не будет. Вот так ему захотелось, руководству – посмотрело оно отчеты и сказало «спасибо, пишите еще». А ведь именно такое отношение получают те, кто создает контент. Кино, музыку, книги, рисунки и фотографии.

Недавно один из пиратских ресурсов, специализирующийся на распространении ворованных аудиокниг, разразился слезной тирадой: мол, не дают им покоя правообладатели – пишут и пишут жалобы, а слушатели из-за этого страдают. Вот такие они, писатели, неблагодарные – не ценят оперативную обратную связь, забывают о том, что пираты идут им навстречу. Вот только давление на жалость за версту отдает фарисейством: любой автор, чьи аудиокниги были самым бессовестным образом размещены на этом ресурсе (название не указываю по понятным причинам), подтвердит, что никакой обратной связи нет. В лучшем случае попросят «документ с печатью», подтверждающий авторское право. Забавно, пираты ждут от правообладателя подтверждения своей правоты, хотя сами по факту совершили преступление, выкрав чужой контент.

И ведь что самое интересное – пираты даже составляют свои рейтинги популярности тех или иных (еще раз подчеркну, ворованных) книг. А потом, когда прилетает блокировка от Роскомнадзора, пытаются детской обидой привлечь к себе внимание. Хотя привлечь в этом случае нужно их, и отнюдь не по-детски.

Но, пожалуй, хуже пиратов те, кто их поддерживает – как раз те самые люди, считающие, что настоящий художник должен быть голоден. Только ведь вот какое дело: современный контент редко создается одним человеком. И скачивая у пиратов книгу, пользователь тем самым обворовывает не только автора, но и дизайнера, что рисовал обложку, редактора, корректора, литературного агента, а в случае с аудиокнигой еще и чтеца, в отдельных случаях – нескольких.

Художник не должен быть голодным. Он заслуживает право на уважение к своему труду.

просмотров: 3748



Комментарии пользователей

  • Если знаешь тему уважения к труду
    Ее не сведешь к стоимостной оценке. Пример? Художнику объективнее измерять уважение масштабом аудитории. А ее в денежные знаки не ковертируешь.
  • 123
    Так вроде бы, ввели налог имени Михалкова "на болванки", "носители и воспроизводители", на все электронные гаджеты. И платят этот налог все, и те кто ворует, и те кто покупает лицензионное. То есть всех скопом записали в ворье. А теперь возмущаетесь, а люди берут то за что заплатили. А деньги и гонорары требуйте с Михалкова.
  • Просто
    реальной уголовной ответственности у пиратов нет (нет таких законов пока). А без этого все пустая болтовня "в пользу бедных"
  • Гм...
    За деньги не творят , а пишут всякое - г ...
  • Николай
    В букинистическом магазине видел я как-то прижизненное издание "Анны Карениной". В предисловии сам Толстой написал, что воспроизведение книги, а также постановка ее в спектаклях, если это делается не на коммерческой основе, разрешается бесплатно. Классик вывел формулу распространения литературы: если не получаешь выгоды - пользуйся бесплатно. По этому же принципу и библиотеки существуют, кстати. Хочешь на этом деньги зарабатывать - плати автору (или правообладателю). Все просто и не надо ничего мудрить.
  • Спазм
    А вот почему-то никто не задается вопросом, а почему пиратят?
    -Может быть цена кусается?
    -НЕТ!!! Цена нормальная! Плюс в нее заложена оценка работы: Автора, редактора, жудожника, корм для собаки внучатого племянника очередного правообладателя и т.д. в КАЖДУЮ копию.
    Причем сколько именно автору-то перепадает с этой цены? А с электронной копии?
    А если честно?
  • Спазм
    ну а про артистов, ну дык а где отчисления семьям тех людей, благодаря которым теперь весь мир может узнать об этих артистах при помощи радио, ТВ, И-нета? Вот кончится электричество и все! Кончился "вэлыкий" артист. Совсем. Напрочь.
    Артисты как-то забыли, что деньги надо зарабатывать и единственный способ - это оторвать свое седалище и ездить с концертами, припевая:
    "..и фургончик в поле чистом это наш привычный дом..".
    Пираты.... Как-то Iron Maiden попросила статистику, а где их больше всего пиратят?
    Правообладатели (Заметьте! Не Iron Maiden, а именно правообладатели), выкатили им эту статистику и предложили пачку санкций к пиратам. На что Iron Maiden послали правообладателей к бабушке, и просто поехали с концертом именно туда, где их больше всего пиратят. Концертные сборы были колоссальные.
    Работать надо! А не "всю жизнь получать гонорар", за единственную песенку.

Оставьте ваш комментарий