Михалков оценил “Упражнения в прекрасном”

“Цитадель” покажут под открытым небом

09.06.2011 в 17:39, просмотров: 7227

В конкурсе “Кинотавра” показали еще два совсем не похожих друг на друга фильма, но главной новостью фестиваля все равно стал приезд Никиты Михалкова. Режиссер не успел прилететь, как отправился играть в теннис. Без мигалки и вообще одним из пассажиров микроавтобуса, с такими же, как и он, любителями спорта. А вечером уже сидел рядом с руководством кинофестиваля на просмотре конкурсного фильма — актерской комедии Виктора Шамирова “Упражнения в прекрасном”.

Михалков оценил “Упражнения в прекрасном”

— Старик модный идет. Один. Никто его не встречает, — говорил в телефонную трубку Федор Бондарчук, спускаясь по мягкой от ковровой дорожки лестнице “Зимнего театра”. Ему навстречу с другого конца, точно так же не отнимая от уха трубку, шел Никита Михалков. Встретились ровно посередине, синхронно отключив мобильные телефоны.

Можно сказать, что Никита Сергеевич в Сочи прибыл с деловым визитом. Во-первых, “Цитадель” показать под открытым небом в одной из программ фестиваля “Кино на площади”. Во-вторых, посмотреть на дочерей в конкурсном фильме Резо Гигинеишвили и Алисы Хмельницкой “Без мужчин”. Настроение у НСМ было прекрасное, а походка бодрая и стремительная. Настолько, что фотографам пришлось попросить его задержаться.

— Что значит “задержитесь”? — тут же с улыбкой отреагировал Михалков. — Это вы меня держите, раз вам это нужно.

На вечерней премьере давали комедию Виктора Шамирова “Упражнения в прекрасном”, рассказывающую о нелегких буднях артистов. Он же и сыграл одну из главных ролей вместе с Гошей Куценко, Константином Юшкевичем, Павлом Савинком и Ксенией Радченко. В фильме они тоже играют актеров — звезд столичного театра, отправившихся на гастроли по глубинке. С диалогами на высоких скоростях и частотой три шутки в секунду они по очереди обсуждают такие важные для каждого актера вещи, как гонорар, пробы в патриотический блокбастер “Порт-Артур”, провинциальных поклонниц, алкоголь и кризис среднего возраста. Компанию циничных и уже не очень молодых актеров и их администратора разбавляет юная актриса (Радченко), попавшая в труппу на замену приболевшей звезде.

Звезды “Кинотавра”: Котт и Стебунов. Фото: Геннадий Авраменко.

Фильм начинается, остроумно обыгрывая замкнутое пространство купе поезда, в котором и происходит первое знакомство основного актерского состава с недавней выпускницей театрального. Со всеми вытекающими шутками про драку в тамбуре за московский “Локомотив” и пьяными песнями под гитару. Ну а одна из самых радостно принятых шуток в зале была, конечно, адресована в адрес критиков. В ней Гоша Куценко с длинными волосами и в образе главной звезды гастролирующей труппы вдохновенно высказывается в адрес критика, разбившего в журнале его последний фильм “Глоток любви”:

— Подойти бы к вам поближе, посмотреть так, чтобы опали все прыщики с вашей мордашки, и спросить: “Вам не стыдно? “

Никита Михалков, известный трепетным отношением к российской критике, на этой сцене вытянулся поближе к экрану. Впрочем, может быть, всего лишь для того, чтобы лучше расслышать, что говорят, — звук в зале не самого лучшего качества, и половина реплик, произнесенных на бешеных скоростях, попросту пролетала мимо ушей.

— Это было требование нашего режиссера Виктора Шамирова, чтобы мы разговаривали в таком темпе, — говорит Гоша Куценко, который на этом фильме выступил еще и в роли одного из продюсеров. — Он в этом смысле настоящий тиран. Отсняли сцену, он подзывает к себе, говорит: “Смотри. Раз пауза, два пауза, три. Давай повторим все то же самое, только в четыре раза быстрее”. И хотя мы все прекрасно знали текст, с которым уже два года играем этот спектакль на сцене, было очень тяжело.

Чтобы убедить актеров, режиссер показал им классические итальянские и французские комедии — с какой скоростью и плотностью там говорят актеры. Гоша Куценко приехал в Сочи из соседней Абхазии, где снимается в новом фильме Джаника Файзиева по мотивам августовских событий в Южной Осетии в 2008 году. С ним же на один день на “Кинотавр” приехала актриса Светлана Иванова, играющая в фильме Файзиева главную роль.

— У меня сегодня выходной, а как лучше всего его провести? Конечно, с друзьями, да еще и на берегу моря, — говорит Света. — Мне даже аккредитацию выдали как официальной гостье фестиваля. Причем не на один день, а сразу на весь срок. Думаю теперь, может, остаться?

Список гостей фестиваля пополнили Александр Гордон с Оксаной Фандерой. Первый выступил в качестве режиссера фильма “Огни притона”, вторая — сыграла главную роль в этом фильме, который закроет конкурсный показ в эту пятницу. Вместе с собой они привезли футболки с названием фильма на груди, которые начали дарить своим коллегам. Те их с удовольствием носят, не обращая внимания на двусмысленность названия.

Миндадзе и Шагалова. Фото: Геннадий Авраменко.

Еще один гость, Алексей Учитель, в качестве продюсера представлял в конкурсе полнометражный дебют своей ученицы Александры Стреляной “Суходол” по мотивам одноименного произведения Бунина. Это очень красиво (прекрасная работа оператора Александра Демьяненко), но беспощадно по отношению к зрителю снятая история не очень счастливой жизни крепостной Натальи, ухаживающей за слабой умом барышней в хозяйском доме в местечке под названием Суходол.

Стреляная находит фактурнейшие лица (одного из героев, шамкающего старика, делящегося жизненной мудростью с главной героиней сыграл Олег Гаркуша). Заполняет пространство выразительнейшими интерьерами. Строит диалоги, опираясь на напевно-народный слог бунинской повести. Но создаваемая ей атмосфера тотального юродства превращает ее дебютную картину не столько в фильм, сколько в древнеязыческий обряд, в который нужно войти, как в транс. И немедленно выйти после просмотра.