Горбачева, или кто здесь свою крюку поставил?

В 1921 году известный американский предприниматель и коллекционер произведений искусства Арманд Хаммер подарил В.И.Ленину бронзовую статуэтку, изображающую обезьяну, которая обнимает лысый череп.

Что хотел сказать этим Хаммер вождю мирового пролетариата? Намекал ли он на то, что считает Ленина родом политической обезьяны? Или, напротив, это была грубая лесть: вот, мол, каких высот достигла эволюция! Как бы то ни было, но эта статуэтка — один из экспонатов, открывающих выставку “Что написано пером…”, которая проходит сейчас в Государственном историческом музее в Москве.

В 1921 году известный американский предприниматель и коллекционер произведений искусства Арманд Хаммер подарил В.И.Ленину бронзовую статуэтку, изображающую обезьяну, которая обнимает лысый череп.

На ней представлены 111 автографов советских партийных лидеров и представителей их ближайшего окружения, их портреты и относящиеся к “писательскому делу” личные вещи. Выставка свидетельствует о том, что все они “обезьянничали” на свой лад, а также позволяет проследить эволюцию их конъюнктуры в сознании партийной номенклатуры.

В разделе экспозиции, посвященном В.И.Ленину, один из самых ранних рисунков работы художника Малявина (1921) изображает вождя в состоянии явно навеселе. Здесь можно увидеть макет личного кабинета Ильича, который был впервые предан гласности только на заре оттепели — в 1955 году. А также “нелитованный” (т.е. официально не дозволенный цензурой) портрет И.В.Сталина. И слишком “литованный” поздний портрет Ленина с траурно-похоронным выражением лица, которое затем стало знаковым для всех представителей партийной элиты во время официальных церемоний.

Впрочем, на выставке вполне официальные портреты соседствуют с ядовитыми и даже непристойными карикатурами. На ней, например, представлена грамота Президиума ВЦИК совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Л.Д.Троцкому за организацию Красной Армии с вручением ордена Красного Знамени (1919), подписанная М.И.Калининым. А завершает документально-изобразительную троцкиниану карикатура Дени “Иудушка Троцкий” (1936). На ней крупнейший оратор и политический публицист ленинской эпохи изображен с ручкой в зубах. С ее пера стекают капли дегтя, от которого даже в это время официальный “мед” славословий Сталину сильно горчил.

Любопытно, что еще за десяток лет до этого Сталин начал записывать в “иудушки” почти всех более или менее значимых товарищей по партии, которых считал своими конкурентами. Например, Ф.Э.Дзержинского, умершего при загадочных обстоятельствах в 1926 году. Ему посвящены следующие экспонаты: образец ордена Феликса Дзержинского (который не стал знаком отличия только потому, что на документе В.Р.Менжинского с предложением об его учреждении Сталин поставил резолюцию “Против”), сам этот документ и рисунок Н.А.Бухарина, датированный 30 января 1925 года. Рисунок снабжен авторской надписью: “Меч разящий пролетарской диктатуры, или Дзержинчик на страже революции”. Однако, учитывая дату, большой меч, пририсованный к левому плечу “железного Феликса”, воспринимается как метафора Дамоклова меча.

Среди личных вещей вождя народов выделяется письменный прибор, подаренный ему рабочими Сталинградского тракторостроительного завода в год смерти Кирова (1934). Здесь две чернильницы напоминают по форме “лимонки”. В экспозиции помещены рядом его личный портфель и лупа. Последняя была явно нужна для того, чтобы в досье своих партийных товарищей блох искать, а затем результаты этих исследований он в черный портфель складывал. Себя Сталин считал себя совершенно непогрешимым, о чем свидетельствует написанная им в 1952 году личная анкета. В ней можно прочитать следующие, очень интересно поданные сведения. Образование: среднее. Учился в Православной духовной семинарии, из которой был ВЫШИБЛЕН за пропаганду марксизма. Социальный статус: интеллигент (отец рабочий-сапожник, мать швейка). Оказывается, сам Сталин относил себя к пресловутой “социальной прослойке”. Впрочем, в его непогрешимости сомневались даже самые близкие соратники по партии. Да и не собирались скрывать этого даже.

В шифротелеграмме №2 от Н.С.Хрущева в в ЦК ВКП(б) И.В.Сталину “С замечаниями по разработке планов военных операций” от ноября 1942 года с грифом “особо секретно”, шифр 2 слово “Сталину” зачеркнуто тонкой, но достаточно хорошо заметной линией и подчеркнуто пунктиром. Очевидно, что уже в те далекие времена Хрущев стал задвигать обладателя партбилета №2 на второй план и, вообще зачеркивать и стирать начал. Интересен представленный на выставке большой карандашный портрет молодого Хрущева с умным, живым и энергичным лицом и пышной растительностью на голове. Он создан в 30-х годах художником Архиповым.

Политическую атмосферу следующей за оттепелью “эпохой застоя” прекрасно характеризуют личные письменные принадлежности Л.И.Брежнева, окрашенные в изумительный болотный цвет. А экономическую — “Записка о направлении протокола Политбюро ЦК КПСС”, составленная 9 января 1975 года К.У.Черненко. В то время он был зав. Общим отделом ЦК КПСС, а позднее, вслед за Ю.В.Андроповым стал генсеком ЦК. На этот документ наложена резолюция, выведенная рукой Л.И.Брежнева: “Л.Брежнев. О строительстве в Московской области новых заводов — должен быть строгий контроль — иначе мы не только картофель молоко и другие продукты вынуждены будем ввозить и сено и солому. Л.Брежнев”.

Выставку завершает раздел, посвященный М.С.Горбачеву. Один из его экспонатов — рисунок тушью и пером, на котором первый и последний президент СССР размахивает дирижерской палочкой над разложенной на пюпитре “книгой нот” с надписью “В.И.Ленин”. Какая из этого вышла музыка, каждый из нас знает, но при этом всяк интерпретирует ее на свой лад!