Горбачева, или кто здесь свою крюку поставил?

В 1921 году известный американский предприниматель и коллекционер произведений искусства Арманд Хаммер подарил В.И.Ленину бронзовую статуэтку, изображающую обезьяну, которая обнимает лысый череп.

28.06.2011 в 17:56, просмотров: 3345

Что хотел сказать этим Хаммер вождю мирового пролетариата? Намекал ли он на то, что считает Ленина родом политической обезьяны? Или, напротив, это была грубая лесть: вот, мол, каких высот достигла эволюция! Как бы то ни было, но эта статуэтка — один из экспонатов, открывающих выставку “Что написано пером…”, которая проходит сейчас в Государственном историческом музее в Москве.

Горбачева, или кто здесь свою крюку поставил?

На ней представлены 111 автографов советских партийных лидеров и представителей их ближайшего окружения, их портреты и относящиеся к “писательскому делу” личные вещи. Выставка свидетельствует о том, что все они “обезьянничали” на свой лад, а также позволяет проследить эволюцию их конъюнктуры в сознании партийной номенклатуры.

В разделе экспозиции, посвященном В.И.Ленину, один из самых ранних рисунков работы художника Малявина (1921) изображает вождя в состоянии явно навеселе. Здесь можно увидеть макет личного кабинета Ильича, который был впервые предан гласности только на заре оттепели — в 1955 году. А также “нелитованный” (т.е. официально не дозволенный цензурой) портрет И.В.Сталина. И слишком “литованный” поздний портрет Ленина с траурно-похоронным выражением лица, которое затем стало знаковым для всех представителей партийной элиты во время официальных церемоний.

Впрочем, на выставке вполне официальные портреты соседствуют с ядовитыми и даже непристойными карикатурами. На ней, например, представлена грамота Президиума ВЦИК совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Л.Д.Троцкому за организацию Красной Армии с вручением ордена Красного Знамени (1919), подписанная М.И.Калининым. А завершает документально-изобразительную троцкиниану карикатура Дени “Иудушка Троцкий” (1936). На ней крупнейший оратор и политический публицист ленинской эпохи изображен с ручкой в зубах. С ее пера стекают капли дегтя, от которого даже в это время официальный “мед” славословий Сталину сильно горчил.

Любопытно, что еще за десяток лет до этого Сталин начал записывать в “иудушки” почти всех более или менее значимых товарищей по партии, которых считал своими конкурентами. Например, Ф.Э.Дзержинского, умершего при загадочных обстоятельствах в 1926 году. Ему посвящены следующие экспонаты: образец ордена Феликса Дзержинского (который не стал знаком отличия только потому, что на документе В.Р.Менжинского с предложением об его учреждении Сталин поставил резолюцию “Против”), сам этот документ и рисунок Н.А.Бухарина, датированный 30 января 1925 года. Рисунок снабжен авторской надписью: “Меч разящий пролетарской диктатуры, или Дзержинчик на страже революции”. Однако, учитывая дату, большой меч, пририсованный к левому плечу “железного Феликса”, воспринимается как метафора Дамоклова меча.

Среди личных вещей вождя народов выделяется письменный прибор, подаренный ему рабочими Сталинградского тракторостроительного завода в год смерти Кирова (1934). Здесь две чернильницы напоминают по форме “лимонки”. В экспозиции помещены рядом его личный портфель и лупа. Последняя была явно нужна для того, чтобы в досье своих партийных товарищей блох искать, а затем результаты этих исследований он в черный портфель складывал. Себя Сталин считал себя совершенно непогрешимым, о чем свидетельствует написанная им в 1952 году личная анкета. В ней можно прочитать следующие, очень интересно поданные сведения. Образование: среднее. Учился в Православной духовной семинарии, из которой был ВЫШИБЛЕН за пропаганду марксизма. Социальный статус: интеллигент (отец рабочий-сапожник, мать швейка). Оказывается, сам Сталин относил себя к пресловутой “социальной прослойке”. Впрочем, в его непогрешимости сомневались даже самые близкие соратники по партии. Да и не собирались скрывать этого даже.

В шифротелеграмме №2 от Н.С.Хрущева в в ЦК ВКП(б) И.В.Сталину “С замечаниями по разработке планов военных операций” от ноября 1942 года с грифом “особо секретно”, шифр 2 слово “Сталину” зачеркнуто тонкой, но достаточно хорошо заметной линией и подчеркнуто пунктиром. Очевидно, что уже в те далекие времена Хрущев стал задвигать обладателя партбилета №2 на второй план и, вообще зачеркивать и стирать начал. Интересен представленный на выставке большой карандашный портрет молодого Хрущева с умным, живым и энергичным лицом и пышной растительностью на голове. Он создан в 30-х годах художником Архиповым.

Политическую атмосферу следующей за оттепелью “эпохой застоя” прекрасно характеризуют личные письменные принадлежности Л.И.Брежнева, окрашенные в изумительный болотный цвет. А экономическую — “Записка о направлении протокола Политбюро ЦК КПСС”, составленная 9 января 1975 года К.У.Черненко. В то время он был зав. Общим отделом ЦК КПСС, а позднее, вслед за Ю.В.Андроповым стал генсеком ЦК. На этот документ наложена резолюция, выведенная рукой Л.И.Брежнева: “Л.Брежнев. О строительстве в Московской области новых заводов — должен быть строгий контроль — иначе мы не только картофель молоко и другие продукты вынуждены будем ввозить и сено и солому. Л.Брежнев”.

Выставку завершает раздел, посвященный М.С.Горбачеву. Один из его экспонатов — рисунок тушью и пером, на котором первый и последний президент СССР размахивает дирижерской палочкой над разложенной на пюпитре “книгой нот” с надписью “В.И.Ленин”. Какая из этого вышла музыка, каждый из нас знает, но при этом всяк интерпретирует ее на свой лад!