Балетный помазанник

Гастролями Американского театра танца Элвина Эйли открылся в Москве Международный фестиваль DanceInversion

05.07.2011 в 20:42, просмотров: 2866

Появление в столице после 11-летнего перерыва одной из самых популярных компаний современного танца, признанной Конгрессом США “Американским культурным послом мира”, — заслуга деятельности Президентской российско-американской комиссии Медведева-Обамы.

Балетный помазанник

Первый приезд нью-йоркского коллектива в СССР в 70-м, еще при жизни его основателя Элвина Эйли, чуть не снес мозги отечественным балетоманам. О тех гастролях вспоминают до сих пор, а состоялись они главным образом потому, что советская пропаганда объявила хореографа прогрессивным борцом с расизмом и апартеидом. В дело борьбы за права чернокожих Эйли и правда внес посильную лепту. Его балет “Откровения”, к 50-летию которого и приурочены нынешние гастроли, — прямое тому свидетельство. Работа была создана в 1960 году в самый разгар борьбы с расовой дискриминацией. Тогда не прошло и 2 лет с момента основания самой компании, составленной в основном из цветных танцовщиков.

Все три части этого “величайшего хита современного танца” (так балет был охарактеризован в коротком, но обстоятельном документальном фильме, показанном перед его началом) вдохновляют и сегодня. Исполненная под негритянскую религиозную музыку (спиричуэлс, песни-проповеди, блюзы, основанные на священном писании), хореография в этом балете лишь в незначительной мере базируется на специфически национальном. В своей основе это язык танца модерн, которому Эйли учился у Лестера Хортона, Марты Грэм и многих других. Воспринятое у них он переплавил в собственную технику, известную сейчас во всем мире.

Нынешние гастроли разоблачили многие мифы, бытующие в отношении этого коллектива. Балет Эйли — не авторский театр одного хореографа, “сочиняющего лишь для чернокожих пантер”. Вопреки распространенному у нас мнению, на цвет кожи здесь не обращают пристального внимания. Чтобы избежать опасности стать этнографической, сугубо афро-американской труппой, следуя принципу политкорректности, Эйли чуть не со дня основания принимал только по профессиональным качествам. В репертуар же этого “мультирассового коллектива” (в нем работают и “бледнолицые” артисты) входят сочинения почти сотни постановщиков. Работы разных лет были включены и в нынешнюю гастрольную афишу, укомплектованную в две программы (“А” и “Б”).

Помимо балетов покойного классика (кроме “Откровений” это “Крик” (1971) и напоминающий эстрадное ревю семидесятых — “Ночное существо” (1974) на музыку Дюка Эллингтона) сюда в основном вошли хореографические “малометражки” нынешнего художественного руководителя Роберта Баттла. Из них самым примечательным оказался построенный на разнообразных жестах, вращениях и пластике монолог “В/нутри”, станцованный одетым лишь в плавки артистом труппы Янником Лебруном. Успех этого сольного номера у публики в значительной мере объяснялся личным обаянием исполнителя.

Худруком господин Баттл стал прямо во время московских гастролей: с 1 июля. Решенному год назад событию оказался посвящен еще один балет с многозначительным названием “Помазанник”, наверное, самый невнятный из предъявленных.

— Джудит Джеймисон, которая была многолетним худруком труппы после смерти Элвина Эйли, попросила в прошлом году давнишнего участника компании Кристофера Хаггинса поставить что-то новое. Хореограф сделал балет, символизирующий преемственность: о том, как художественное руководство от Эйли перешло к Джудит, а Джудит передала его мне, — раскрыл идею этого произведения по просьбе “МК” Роберт Баттл.