И.о. вместо музыки

Чем закончится революция в Госоркестре?

Исторически сложилось, что все дирижеры 75-летнего Госоркестра (за исключением первого худрука — Александра Гаука) уходили прочь со скандалом. Так было с Натаном Рахлиным, Константином Ивановым, Евгением Светлановым. Та же учесть постигла и Марка Горенштейна. Официально он не уволен — человек на больничном, по закону сместить его нельзя. Однако уже определен и.о. — второй дирижер Александр Слуцкий. Реально он ничего не решает и ни на что не влияет. Но воодушевленный легким бунтом оркестр не думает впадать в уныние.

Чем закончится революция в Госоркестре?

Первым делом для уточнения статус-кво решил позвонить ведущему концертмейстеру оркестра Сергею Гиршенко, который, на зависть, так лихо всегда парковал свою машину у самого входа в БЗК. Несмотря на мое отношение к Марку Борисовичу, казалось странным, что «и ты, Брут!» — что и он пошел против шефа. Например, скрипач Бруни в момент травли Плетнева раздавал интервью в защиту своего худрука. А тут...

— Сергей Георгиевич, кто сегодня де-юре и де-факто руководит оркестром?

— Марк Горенштейн на больничном два с лишним месяца, — отвечает маэстро Гиршенко из Питера (там мастер-классы), — он как бы отстранен от непосредственного руководства. А все функции перешли к худсовету вместе с исполняющим обязанности вторым дирижером Слуцким. В худсовет же вошли все ведущие музыканты оркестра. Коллектив работает с 5 августа, репетирует...

— Но ведь предстоят концерты, кто встанет за пульт?

— Видимо, Слуцкий. Или, помимо него, известные крупные дирижеры. На программы. Ведутся переговоры.

— И вы категорически не приемлете возвращение Марка Борисовича на работу?

— Ну вы знаете, что оркестр единым духом написал письмо министру Авдееву (письмо против Горенштейна от 23 августа. — Я.С.)?

— А сколько подписей стояло?

— Весь оркестр — около 100 человек. Подписей — более 60. Но при такой текучке, при таком геноциде в июне пришли 25 человек. То есть перед самым отпуском. Поэтому они никакого представления о Горенштейне не имели. Голосовать им, что естественно, было неэтично. Ну и остаются человек 10–12 — у них установка никогда ничего ни при каких обстоятельствах не подписывать. Инерция страха и прочее, прочее...

— А вы лично или худсовет кого-то предполагаете пригласить на этот пост?

— Учредитель наш — Министерство культуры. Но мы надеемся, что с нами будут советоваться. Теперь уже не сомневаюсь, что будут советоваться.

— Так какие у вас кандидатуры?

— Вопрос разрабатывается.

— Еще такой момент, не могу не спросить. Ведь какие-то концертмейстеры явно очень хорошо зарабатывали при Горенштейне, неужели никто не выступил в его защиту? Ведь люди были «в положении».

— В защиту? При чем здесь... Не все деньги решают. За 9 лет почти 280 человек ушли (уволены), это почти три оркестра. А за последний сезон — около 60. Такого в мировой практике не было. Люди на меньшие деньги уходили в другие оркестры. Раньше музыканты всех оркестров Москвы мечтали попасть в Госоркестр. А теперь вы не найдете ни одного коллектива в Москве, куда бы люди не сбежали из ГАСО от него. Красноречивей некуда.

— Как поступит оркестр, если Горенштейна оставят?

— Узнаете из новостей.

Также интересно, останется ли сам Гиршенко при новом худруке. Итак, остаются одни вопросы. Слухов фигурирует множество, вываливать все их здесь просто не хватит газеты. Ситуация некрасивая с любых позиций. У оркестра начинается юбилейный сезон. И начинается со скандала и писем. У главного героя — тоже юбилей; но боюсь, что даже то, что за него заступились большие музыканты России, не станет сильным аргументом для людей, принимающих решение. Которое, по сути, уже сформулировано.

Фигурирует, впрочем, слух, будто у интересующей нас персоны весьма своеобразный контракт до 2012 года, причем якобы за досрочное его прерывание государство обязано будет выплатить неустойку в 12 миллионов. Правда или нет — вопрос. В любом случае у нас умеют в случае необходимости найти нужные юридические лазейки.

Теоретически ГАСО мог бы из этой бучи вынести одну положительную вещь — становление (подкрепленное законодательно) музыкальных профсоюзов по типу западных с подавлением столь традиционных для России диктаторских замашек дирижера. Как прецедент. Но в это верится с трудом. Боюсь, доброй воли держать танец до конца не хватит. Ну а среди претендентов на сладкий пост по-прежнему называются фамилии Ведерникова, Лазарева, Лисса с добавлением к ним лондонского Юровского. Время покажет. В конце концов какое государство, такой и его главный (по титулу) оркестр, что удивляться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру