На «Мосфильм» пришел «Большой балет»

Для съемок в уникальном шоу на канале «Культура»

02.08.2012 в 18:44, просмотров: 4674

1-й павильон студии «Мосфильм», один из самых больших в Европе (2000 кв. м), еще помнит съемки «Весны» Александрова, «Войны и мира» Бондарчука или «Соляриса» Тарковского. И не только... Чего тут только не снималось: «Калина красная» Шукшина, «Неуловимые мстители», «Тегеран-43», «Кин-дза-дза»... Его-то и приспособили телевизионщики под балетную сцену. А кроме того, выстроили целый класс с зеркальными стенами и балетными станками для репетиций... Проектом «Большой балет» телеканал «Культура» решил отметить свое 15-летие...

На «Мосфильм» пришел «Большой балет»

Передовые телевизионные технологии, пятисотметровые видеопроекции, на которых меняющиеся в мгновение ока картинки превращают высокотехнологичную студию то в роскошный старинный дворец, то в современный город с небоскребами, то в райские кущи, то в космическое пространство, то еще во что-нибудь фантастическое... 13 камер, снимающих со скоростью 400 кадров в секунду. Художник-постановщик Виктор Пронин и оператор-постановщик Владимир Брежнев для каждого номера постарались выстроить собственное виртуальное пространство, но как соберется этот пазл в телевизоре — увидим уже при просмотре.

Возник этот проект после успеха аналогичного оперного, на этом же телеканале, и фактически продолжением «Большой оперы» и является. А призван он, как водится, популяризировать балетное искусство — элитарное и недоступное массовой аудитории. Да и чем нам еще осталось хвастаться перед миром? И в космосе, и в спорте (как показывает Олимпиада) теперь уступаем, вот только «в области балета мы впереди планеты всей». По-прежнему впереди, добавим. И сдавать своих позиций в обозримом будущем не собираемся.

Сразу скажем, что этот проект в корне отличается от популярных программ на центральных каналах, где звезды кино и шоу-бизнеса «скрещивались» с фигуристами и танцорами, выдавая что-то маловразумительное, но зато высокорейтинговое. «Большой балет» больше походит на балетный конкурс — и профессиональным жюри, и участниками, среди которых никаких охочих до танцев эстрадных звездулек изначально не предполагалось (да и что бы они могли здесь выдать?), и даже зрителями. Среди специально обученной массовки, которая всегда заполняет студии в такого рода TV-шоу, встречаются истинные театралы и балетоманы. Они спокойно припомнят, например, знаменитый бег Улановой в «Ромео и Джульетте» или то, какие страсти в «Кармен» выдавала Майя Плисецкая. Отсидев под жарящим светом софитов многочасовые, порой заканчивающиеся к полуночи съемки (это только по телевизору кажется, что люди приходят сюда немного поразвлечься), иные из них затем еще находили время и силы подробно и пространно описывать свои впечатления на балетоманских сайтах и форумах, выкладывали фотографии, спорили с мнением судей... Стоит сказать и еще об одной «высокой» зрительнице проекта — жена премьера, а по увлечениям любительница балета Светлана Медведева в финале съемок также была задействована в мероприятии.

Судьи оценивали участников по десятибалльной системе. Причем на высшие баллы, как и предполагают законы тележанра, тут не скупились. Таких судей не всякий международный балетный конкурс и соберет: Азарий Плисецкий — брат Майи Плисецкой и педагог-репетитор школы Мориса Бежара в Лозанне, Владимир Малахов — интендант объединенной труппы Государственного балета Берлина и сам всемирно известный танцовщик, исполнитель не меньшего калибра Владимир Деревянко, легендарная партнерша Нуреева Алла Осипенко, знаменитый испанский хореограф Начо Дуато — нынешний худрук Михайловского театра, Андриан Фадеев — танцовщик экстра-класса, недавний премьер Мариинки, ныне худрук балета Якобсона.

Артистизм и музыкальность выступающих оценивали не только балетные знаменитости. В состав жюри входили и эксперты, так сказать, «со стороны», каждый день новые. Впрочем, малокомпетентными в балете этих экспертов не назовешь. Константин Райкин и Роман Виктюк — записные балетоманы, не пропускающие балетных премьер. Андрис Жагарс — директор Латвийской национальной оперы, Мария Гулегина — оперная певица, Михаил Татарников — главный дирижер Михайловского театра, т.е. люди, так или иначе сталкивающиеся с балетом едва ли не каждый день... Совсем неосведомленной в теме неофиткой (что было понятно и по вопросам, которые она задавала) можно признать лишь Ренату Литвинову. Вопросы вызывала и председатель жюри — Диана Вишнева. Одна из знаменитейших балерин нашего времени в смысле профессионализма и беспристрастности, понятно, безупречна. Тем не менее быть председателем столь почтенной судейской коллегии (здесь один авторитетнейший Азарий Плисецкий чего стоит) ей явно рановато.

Другая участница проекта, «божественная» Ульяна Лопаткина, никаких амбиций в смысле судейства не проявляла — как и прочие «почетные гости», она просто танцевала в заключительном гала (впрочем, в нем же танцевала и успевавшая вершить суд «венец творенья дивная Диана»). При этом Лопаткина помогала молодому участнику проекта, солисту Мариинки Андрею Ермакову, оставшемуся без партнерши: в самый канун съемок неожиданно сошла с дистанции предполагавшаяся конкурсантка Оксана Скорик. На помощь своему коллеге из Петербурга приехала и другая блистательная прима Мариинки Виктория Терешкина, удостоившаяся за свои труды в результате спецприза. Понятно, что и она выступала вне конкурса. Других авралов на съемках вроде бы не случилось, разве что из «почетных гостей» не приехали заявленные поначалу Наталья Осипова и Иван Васильев, да и вообще от Михайловского театра, кроме обильно представленного в жюри руководства, в конкурсе никто участия так и не принял.

Зато вовсю засветился их конкурент — Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко... Один из элегантнейших европейских танцовщиков, экс-премьер Английского королевского балета Сергей Полунин, со скандалом покинувший в начале этого года почтенную компанию теперь премьер «Стасика», и вместе с другим недавним приобретением театра, совсем молоденькой Кристиной Шапран (прошлогодней выпускницей Вагановской академии), вовсю зажигал на проекте. Здесь он показывал вариации как из классических балетов (например, Актеона из балета «Эсмеральда»), так и из совсем «свеженькой» премьеры театра — «Коппелии» Ролана Пети. Не обошлось и без таких «коронок» танцовщика, как «Нарцисс» Голейзовского. Понятно, что участие в конкурсе такой крупной звезды (впрочем, правилам, заявленным для участников, и, в частности, возрастному цензу от 18 до 26 лет, 22-летний артист, конечно, соответствовал) создало острую конкуренцию и несколько неравные условия борьбы для остальных: всемирно известного премьера зачастую приходилось сравнивать с начинающими артистами. Но у телешоу, пусть оно и заявляется как конкурс, как известно, свои законы.

Не поскупился и Большой театр, выставивший от щедрот душевных на конкурс сразу две пары. Громко заявивший о себе за последнее время Владислав Лантратов, танцовщик с мужественной и волевой манерой танца, выходил вместе с Ольгой Смирновой — сенсацией завершившегося театрального сезона, также выпустившейся из Вагановки в прошлом году. Другой солист Большого Артем Овчаренко выступал с Анной Тихомировой — пара по жизни, они на сцене вместе почти не выступали, и приспосабливаться друг к другу ребятам приходилось прямо на репетициях. Об их исполнении известнейшего хита Раду Поклитару на песню Лидии Руслановой «На улице дождик с ведра поливает» молва распространилась далеко за пределы мосфильмовского павильона. Как записал впечатления один из участников дискуссий в Интернете: «Жюри в полном составе рыдало вместе со зрителями». Тут пальму первенства все же стоит отдать хореографу, поскольку точно таким же пронзительным номер выходит и в исполнении собственных артистов Поклитару из «Киев модерн балета».

По итогам предварительного просмотра для участия отобрали 7 пар: кроме названных это Ксения Барбашева и Александр Таранов из Пермского театра оперы и балета, Лариса Люшина и Андрей Сорокин из Екатеринбурга и Кристина Андреева и Олег Ивенко — тоже ребята не промах, победители (у нее «золото», у него «серебро») недавно завершившегося Международного конкурса в Сочи «Молодой балет мира». В общей сложности на всех участников проекта пришлось более 50 выступлений, а современные номера разной степени смотрибельности для конкурсантов ставили такие известные хореографы (некоторые присутствовали в студии лично), как Дэвид Доусон, Алексей Мирошниченко (худрук пермского балета), Вячеслав Самодуров (худрук балета в Екатеринбурге), Алла Сигалова (вместе со Святославом Бэлзой она, как всегда, была еще и ведущей проекта), Эмиль Фаски, Патрик де Бана, Акрам Хан, Уэйн Макгрегор.

Излишне говорить, что балетные выступали в непривычных для себя условиях. Крупные телевизионные планы, способные зафиксировать любую, даже самую незначительную погрешность в актерской игре и танце, довольно жесткий и скользкий пол... Многие теряли ориентацию на сцене, поскольку в театре обычно ориентируются по рампе.

Понятно, что и конкурс этот был не обычный, а телевизионный, — поэтому «подпорченные» эпизоды переснимались и перетанцовывались, а проигравших здесь не будет вовсе — все участники получат подарки.

Тем не менее результаты телевизионщики держат в строжайшем секрете, иначе будет неинтересно смотреть. Гран-при (эксклюзивную золотую статуэтку) вручат лучшей паре, кроме того, судьи определят (точнее, уже определили, но нам не говорят) лучшего танцовщика и танцовщицу — они станут обладателями именных сертификатов номинальной стоимостью триста тысяч рублей на ювелирные изделия из коллекции «Образы русского балета». Дадут возможность проголосовать и телезрителям — для этого предусмотрен приз зрительских симпатий. Вот здесь итоги могут быть самыми неожиданными, и их не возьмется сейчас прогнозировать даже режиссер телешоу Анастасия Синельникова.

Съемки закончены. Теперь — монтаж и подготовка материала к эфиру. Старт — в воскресенье 30 сентября. И далее 7 выходных подряд. Сюда организаторы проекта обещают добавить и перчика. То есть особенно интересную «закулисную» часть — изнурительные репетиции, переживания артистов, тяжелый труд, пот, слезы (участницы реально плакали после некоторых судейских комментариев), боль, то есть обратную сторону медали... Ту самую, по слову Раневской, «каторгу в цветах», о которой созерцатели легко порхающих на сцене сильфид и представления не имеют.