«Гоголь» и «Бронная» первыми открыли сезон

О своих проблемах и чаяниях расскажут Сергей Яшин и Сергей Голомазов

Лето, отпуска, пустые афишные тумбы с недооторванным старым репертуаром, однако ж два чудесных московских театра традиционно идут на риск, «запускаясь» уже с начала августа — это Театр им. Гоголя (худрук Сергей Яшин) и Театр на Малой Бронной (Сергей Голомазов). И что вы думаете — тактика вполне себя оправдывает, сплошные аншлаги. Сначала о своих проблемах и чаяниях расскажет Сергей Яшин, ибо именно «Гоголь» когда-то стал открываться первым, «Бронная» за ним повторила...

О своих проблемах и чаяниях расскажут Сергей Яшин и Сергей Голомазов

Сергей ЯШИН: «Не дадим из нас сделать «Пивзавод»!

— Есть такое поверье, — начинает Сергей Яшин, — если пираты в средние века захватывали какую-нибудь шхуну, то никогда не меняли ее имя. У нас же за всю историю одно название шло за другим — но ничего, бывший Театр драмы и комедии при железной дороге сохранился и открыл уже 88-й сезон в своем зале-депо на Казакова, 8а... Тут сложности какие? К депо (начиная с 40-х годов) пристраивались самые разные подсобные помещения, клетушки. И вот, надеюсь, через несколько лет мы проведем генеральную реконструкцию, дабы соединить «клетушки» в единый комплекс.

— Сейчас чем порадуете зрителя?

— Ну, во-первых, это новые кресла такого, знаете, синего, ультрамаринового цвета. Очень комфортно стало!

— А цены на билеты вырастут?

— Нет, так и останутся на любой кошелек... чему, возможно, способствует отсутствие большого числа медийных лиц (хотя у нас великолепная труппа). Теперь о премьерах. Уже в августе выйдет «Мистраль» по пьесе Ольги Кучкиной (документальная история о последних днях жизни Ван Гога, его взаимоотношениях с Гогеном...); во-вторых, «Остров» («Калека с острова Инишмаан») Мартина Макдонаха. Надо сказать, этот самый «Остров» мы уже ставили в прошлом сезоне совместно с выпускным курсом Щукинского училища. Так вот сейчас всю эту команду (6–7 талантливых молодых артистов) мы приняли к себе. Мало того: еще одну малую сцену открываем в ноябре!

— Так у вас же есть одна на сто мест?

— Есть. Но будет другая — на 150. Это пространство (наши бывшие декорационные мастерские) мы прежде сдавали в аренду ночному клубу. Сейчас полюбовно с ним расстались, доводим помещение до кондиции — будет роскошный зал с собственным входом... Зал предназначен для молодежных и экспериментальных спектаклей. Ведь так важно, чтобы вся труппа была творчески задействована.

— Но часто идут разговоры о «балласте» в труппах...

— Мы счастливо этого избегаем. Почти все заняты в спектаклях. Есть лишь несколько артистов, которые ждут своих ролей.

— Ну хоть у вас без грязи...

— Стараемся. Хотя вот ходят по Москве слухи, что на Театр им. Гоголя нацелилась группа авантюрной молодой режиссуры, считающей, что этот театр надо порушить, «а затем»... Вон рядом с нами — «Винзавод», а на «Винзаводе» — всякие-разные «Платформы»... Один «Винзавод» у них уже есть, так на месте Театра им. Гоголя хотят... «Пивзавод» создать. Это всё слухи, конечно. Но время такое, что всякое может быть. Хотя как раз Театр им. Гоголя всегда открыт молодой режиссуре. У нас начинал и Сергей Голомазов, который теперь руководит Театром на Малой Бронной, и модный Константин Богомолов, и... Да мы всегда рады молодым, приносите только интересные предложения. Кстати, ваш главный редактор Павел Гусев посетил в прошлом году наш молодежный спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю» по пьесе Василия Сигарева и подал идею о том, чтобы спектакль повозить по глубинке (действие пьесы как раз происходит в маленьком городе)... Так что мы полны надежд, планов, энтузиазма. И «Пивзаводом» быть совсем не хотим.

Сергей ГОЛОМАЗОВ: «В театре действует средневековая система!»

...Худруки крупных театров в тревоге. Каким углом накроет тебя рушащаяся крыша репертуарного театра? И как ее подлатать, как сохранить театр-дом? Об этом и многом другом «МК» поговорил с художественным руководителем Театра на Малой Бронной Сергеем Голомазовым.

— Сергей Анатольевич, с каким настроением входите в новый сезон?

— С некоторыми тревогами. С ощущением, что надо совершать качественный рывок вперед. С критической оценки того, что я сделал в Театре на Малой Бронной за 5 лет. Терпеть не могу опираться на то, что сделано хорошего, это успокаивает, а успокоение и ревность в нашем деле — конец всему. С ощущением, что мир вокруг нас быстро меняется и обгоняет театр. С ощущением, что появился новый креативный зритель, которого мы упустили и который определяет авангардное состояние театрального спроса. Вступаю с пониманием, что необходимо «лопатить» театр в смысле репертуара. И что ужимки и прыжки прошлого никому не нужны. Вступаю с противоречивым чувством неудовлетворенности, прежде всего собой. У меня еще нет малой сцены, надеюсь, после реконструкции появится и будет пространство для экспериментов.

— А близится реконструкция? Будет ли театр закрываться?

— Это будет называться «архитектурно-реставрационные работы». У нас здание — памятник архитектуры. И реконструкция предполагала бы выезд театра, пришлось бы селиться где-то на стороне, как театру «Эрмитаж»... Это проблематично. Так что сезона два-три мы будем ремонтировать театр кусками. Первые работы начнутся в августе.

— Год назад мы говорили с вами о трудностях штатной основы работы с актером. Хоть что-нибудь изменилось за сезон?

— Поймите, у нас почти средневековая законодательная база по взаимоотношениям работодателя и работника. У нас во всем прав работник. Да, нельзя все права отдавать руководителю, нужен контроль. Но пьяницу, нерадивого, лодыря, вредителя, уже не владеющего профессией человека ни под каким видом нельзя уволить из театра! Если это сделать, он тут же подаст в суд и выиграет. А человек занимает штатное место. Контрактная система всех проблем не решит. Более того, в руках ушлых, жестоких руководителей она станет инструментом расправы. Но если все продумать, в руках взвешенного талантливого человека она будет хоть каким-то способом, который обеспечивает творческий метаболизм. Если в ближайшее время законодательство не изменится, репертуарная система рухнет! И мы с вами станем свидетелями ее крушения. Но это очень жаль! Театр-дом (если это не кормушка для лодырей) — интересная форма жизни и творчества. Нужно просто обеспечить внятную трудовую базу, которая будет предполагать обмен веществ. Репертуарные театры покрыты прыщами, фурункулами...

— Хорошо, но сохранит ли «театр-дом» контрактная система?

— От всех проблем не избавит. Но это будет другой уровень существования. Как человек, который долго лежал, наконец встанет, пойдет в баню и избавится там от всего, от чего надо избавиться. Если угодна такая метафора... Все это уже оскомину набило, но воз и ныне там. Я говорю об этом спокойно: я на контракте. У меня контракт на три года, через два года он истекает.

— Тот молодняк, который составляет новую славу театра. Артемий Николаев, Дмитрий Сердюк, другие...

— Я благодаря им и выжил здесь. Если бы не они... Но сейчас я опять никого не могу взять! В этой ситуации находится любой худрук. Если театр очень богатый и есть спонсор, то театр может брать на договоры и платить зарплату из своего кармана.

— Что нового будет в новом сезоне?

— Екатерина Гранитова выпускает спектакль по роману Анатолия Кима «Белка» — современная проза о молодых людях, которые окончили художественное училище. Интересный материал о судьбах художников в наше время. Еще я нашел пьесу — Джон Кариани, «Почти город», девять новелл о любви с элементами трагической клоунады. Елена Невежина должна ставить «Скамейку» Александра Гельмана. Константин Богомолов — «Короля Убю» Альфреда Жарри. Это спорная, но яркая тенденция, политический театр. Все премьеры назначены на вторую половину сезона.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру