В черной-черной комнате виднеется сорок маленьких белых фигурок — дохлых мышей, сгорбленных собак, людей в противогазах, калек, беженцев, сбитых самолетов... Все эти миниатюрные пугающие скульптуры — метафоры врагов, являющихся нам в разных обличьях. За каждым образом стоит длинная история. Ознакомиться с ней можно с помощью брошюры, которая прилагается к инсталляции Брускина. В небольшой книжечке рядом с картинками скульптур разные расшифровки — выдержки из словарей, цитаты из поэзии или прозы известных писателей, собственных воспоминаний художника...
— Наша жизнь, особенно жизнь моего послевоенного поколения, проходила среди всевозможных врагов, ими были и немцы, и американцы, и кулаки, и космополиты... Нам говорили, что враг вот-вот нападет и мы должны уметь защищаться, — рассказывает художник. — Мы жили во времени «Ч», на особом положении, когда законов нет и происходит произвол власти, когда человек в руках неизвестного диктата. Этот образ врага существует и сейчас. То это америкосы, то противники православия, то чеченцы...
— Почему изображение мыши повторяется чаще всего?
— Главный враг живет в нашем подсознании, в нашем альтер эго — это Смерть и Время. Не случайно Микеланджело хотел поместить в гробницу Медичи мышь как символ всепоедающего времени. Этот образ существует и у меня. Самая древняя мифологема, ассоциирующая мышь с понятием «время», относится к Древней Греции. Один из древнейших греческих богов солнца, Аполлон Сминфийский, изображался в виде мыши. В западной и русской поэзии мышь символизировала время.
Художник уверен, что поиски врага заложены в человеческой природе, а государство и церковь используют миф о враге, чтобы управлять людьми. Перестать бояться кого-то или чего-то можно, только начав диалог, озвучив свои страхи. Может быть, тогда закончится время «Ч», время чрезвычайного положения.
Выставка организована при поддержке НОВАТЭК.