Алексей Учитель: «Жюри пришлось разнимать»

В Санкт-Петербурге завершился 22 —ой Международный фестиваль «Послание к Человеку»

Год назад президентом Международного кинофестиваля документальных, короткометражных, игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» стал кинорежиссер Алексей Учитель. Некогда известный документалист, он в последние годы работает в игровом кино. Дебютировал в новом для себя деле в 1995 году «Манией Жизели», успел снять такие картины, как «Дневник его жены», «Прогулка», «Пленный», «Космос как предчувствие», «Край». Поскольку «Послание к человеку» испытывало немало трудностей, постепенно угасало, не было денег на его проведение, приняли решение о новом назначении, чтобы вдохнуть новую жизнь в старые мехи при помощи авторитета и энтузиазма Алексея Учителя. Первый фестиваль с его участием прорывом так и не стал. Зато в этом году он явно рванул вперед.

В Санкт-Петербурге завершился 22 —ой Международный фестиваль «Послание к Человеку»

Собрали весьма интересную программу, приехали значимые режиссеры, а жюри возглавил австрийский документалист Михаэль Главоггер. Одно омрачало жизнь, то что фестиваль мог раствориться в надуманной новой структуре Кинофорума, объединившего сразу несколько разных фестивалей — «Послание к человеку», студенческое «Начало», смотр отечественного кино «Виват кино России!» и первый Санкт-Петербургский Международный кинофестиваль. Мы разговариваем с Алексеем Учителем сразу после завершения вверенного ему киносмотра «Послание к человеку».

— Довольны ли вы тем, как прошел ваш фестиваль?

— Время пролетело стремительно, хотя еще год назад казалось, что день шел за два. По сути своей я — пессимист, но сегодня у меня хорошее настроение, поскольку фестиваль получился. Удалось собрать фильмы, вызвавшие интерес у зрителей. Люди активно приходили на вечерние показы. А вот как их привлечь на дневные сеансы, надо еще подумать. Команда «Послания» работала не покладая рук, день и ночь. И жюри собралось авторитетное. Около часа ночи я застал в гостинице жюри, которое яростно спорило, распределяя награды. Пришлось его разнимать. Значит, то, что они увидели, их зацепило. Год назад председатель жюри долго ругал нас за конкурсную программу. «Послание к человеку» дошло до человека. Мы показали около 300 фильмов. Но вопросов остается много. В городе нет приличного кинотеатра, в котором можно было бы проводить международный фестиваль на подобающем уровне. По технической оснащенности мы сильно отстаем, даже стыдно бывает.

— Но правильно ли то, что объединили сразу несколько очень разных фестивалей под одной крышей? Каким вам видится будущее «Послания к человеку»?

— Мы не стали частью Кинофорума, а только равноправными партнерами. Нужно ли совмещение фестивалей в одно время — это уже будем решать, подводя итоги. Зрители разрывались между разными мероприятиями, и поэтому наблюдался отток публики. Равных фестивалей быть не может. Нужны приоритеты, а уравниловке в таком деле не место. Безусловно, Санкт-Петербургу нужен мощный кинофестиваль. «Послание к человеку» — единственный среди все прочих имеет категорию «А». В дальнейшем мы могли бы включать программу игрового кино в свою структуру. Думаю, что надо сделать некий киномарофон, выстроить фестивали в линейку, чтобы они не совпадали во времени, а шли друг за другом.

— А вам необходимо будет вновь выигрывать тендер, чтобы работать на фестивале той же командой. Но только временной запас позволит добиться хорошего результата.

— Хватило бы сил. Я не думаю о том, что меня кто-то куда-то подвинет, сместит. Куда вероятнее, что мне самому все это станет обузой, поскольку требует массу времени и сил, при этом не всегда удается добиться того, что ты хочешь, все время натыкаешься на всякого рода сложности.

— Что вы думаете по поводу того, что запрещен к показу на фестивале сербский фильм «Клип» Майи Милош, которая стала членом жюри международного конкурса? Это странно, учитывая тот факт, что картина прошла по миру, куплена многими странами, а у нас в ней углядели нечто непристойное.

— История сама по себе удивительная и не вполне понятная. Мне бы не хотелось рисковать фестивалем, и вовсе не потому, что я чего-то боюсь. Мы ведем переговоры и возможно, что еще сможем показать эту картину. Тем более, что она уже участвовала в одной из программ Московского международного кинофестиваля. Случаются в нашей жизни некоторые парадоксы. Боюсь, что в сложившейся ситуации, если мы объявим о показе «Клипа», нахлынет такое количество народа, что всем не хватит места в зрительном зале.

— А у вас не чешутся руки, вы же — документалист? Неужели не хочется самому снять неигровой фильм?

— Чешутся, конечно. Есть планы. Но пока я работаю над игровым кино, экранизирую произведение Захара Прилепина «Восьмерка», занимаюсь подготовкой к новому проекту «Матильда Кшесинская». Меня заинтересовала тема — женщина и власть.

— Как правило, те, кто уходит в игровое кино, к документалистике не возвращаются...

— Это вполне естественно, открываются новые возможности. Но все это не значит, что я не хочу заниматься тем, что когда-то составляло смысл моей жизни. Просто нет времени на все. Мы затеваем огромный проект, посвященный Мариинскому театру.

На «Послание к человеку» был приглашен писатель Захар Прилепин, который принимал участие в церемонии закрытия фестиваля, где прочитал свои сочинения, ставшие чем-то вроде послания к человечеству. Как заметил Алексей Учитель, он не был там свадебным генералом, поскольку приобщен к кинематографу, дебютировал в кино как актер и про него снят документальный фильм «Захар». Вот что сказал нам сам Захар Прилепин.

— Как вы относитесь к тому, что про вас снят именной фильм «Захар»?

— Мой друг Дуня Смирнова, узнав про это, иронично заметила, что осталось только изготовить посеребренные бюстики. Но мне 37 лет, и думаю, рановато увековечивать себя таким образом. Но мои дети смотрят фильм «Захар» целыми днями, им нравится.

— Что вы цените в документальном кино?

— Фактуру человеческого документа. Мне гораздо интереснее социальные темы, нежели метафизика на экране и всякого рода рефлексия.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру