Приворот или панацея?

Калейдоскоп самых громких пластинок-2012

Слухи о смерти физических носителей сильно преувеличены. С появлением электронных книг никто, слава богу, не стал сжигать бумажные, а некоторые еще больше полюбили ритуал перелистывания страниц и их особый запах. С музыкальными пластинками — та же история: хотя сейчас в Интернете можно найти практически любую музыку и сетевые релизы все более популярны, они не становятся панацеей. Выкладывая новые треки в электронном виде, музыканты продолжают заботиться и о выходе «живых» альбомов с буклетами, текстами, привлекательным дизайном и традиционными благодарностями друзьям и коллегам. Пока на сайте «МК» идет голосование по «Итогам года», «ЗД» решила набросать списочек альбомов-2012 и отметить те из них, которые вызвали наибольший интерес. Список, надо заметить, набрался не маленький и крайне разнообразный.

Калейдоскоп самых громких пластинок-2012

Поп

Эстрадный батальон был не сильно щедр на премьеры в этом году, но все-таки разродился несколькими звуковыми новинками.

Неожиданно вышел «из сумрака» Николай Трубач, в свое время прославившийся дуэтами с Борисом Моисеевым, а потом снова ушедший в свой эстрадный «андеграунд». Он выпустил ностальгический альбом «Были и будем», как бы намекая слушателям: «Я все еще здесь! Меня можно послушать!» Признаки жизни подал и еще один «гость из прошлого», Юра Шатунов, выходом не менее сентиментальной работы «Я верю». Горемыка-Тимати, который ввязался в невыгодный для него скандал с Филиппом Киркоровым и в итоге остался на обочине и в опале у нужного ему телеканала MTV, записал свою первую англоязычную пластинку — «SWAGG». Вероятно, пареньку не дают покоя лавры американских рэперов, до которых ему так же далеко, как и Сати Казановой из «Фабрики», запевшей джаз в этом сезоне, до Эллы Фицджералд.

Еще один юноша с амбициями, Сергей Лазарев, песни которого были недавно удалены с сайта Вконтакте «по причине отсутствия культурной ценности» после его обещания подать на организацию в суд за интернет-пиратство, показал альбом со «скромным» названием «Лазарев», но с далеко не скромной заявкой на лидерство в своей музыкальной нише. Если к профессионализму артиста вопросов даже не возникает, то с «электоральной» базой в его случае пока наблюдается определенная «рыхлость». Осталось дождаться большого сольного концерта в Москве, чтобы узнать, насколько массовой поддержкой преданных поклонников он располагает. Группа Serebro выпустила англоязычный альбом «Mama Lover», мудреное название которого (ибо прямой перевод с «Мамы Любы» не очень суразен) удачно при этом сочетается с пошленькой обложкой — одна из участниц команды сфотографирована со спущенными трусами (замечательный символ отечественной поп-сцены). Впрочем, пока такие методы покорения Запада действуют не очень эффективно, хотя, если верить пиар-службе коллектива, всемирный успех релиза превзошел чуть ли не ажиотаж по корейцу PSY с его тщедушным Gangnam Style.

В отличие от «молодой гвардии», которая больше тешит народ, чем повышает свои позиции, свежей пластинкой «Полный вперед!» порадовал поклонников Григорий Лепс. Несмотря на победные реляции части публики в адрес Стаса Михайлова, именно Лепс остается лидером в направлении и уже который год держит марку.

Общепризнанным «открытием года» стал выпрыгнувший на сцену как черт из табакерки Иван Дорн, сольная карьера которого после выхода из проекта «Пара Нормальных» совершила головокружительный кульбит. Название первого альбома, «Co’N’Dorn», вызывающее недвусмысленные ассоциации с игривым словом «кондом», вполне в духе «прикольных» фишек хипстерской волны. Артист не иначе как сделал «приворот на слушателя», потому что логически объяснить причину его успеха крайне сложно. На незатейливую музыку в ритме «тынц-тынц-тынц» положены не более затейливые слова. С текстами у артиста вообще отдельная история, что ни слово — то перл: «Ты была влюблена тупо в свои дела, вот оно что значит любовь»... Или: «Ненавижу я тебя, потому что знают все мои друзья, что я признаюсь, ну а ты не скажешь «да» — мне будет стыдно». Еще одна цитата для закрепления результата: «И вроде песня спета, но нет — очень важная часть второго куплета: люблю я лето». Подобные опусы Иванушка выдает во всех своих композициях, «украшая» их томным нашептыванием: «Это Ива-а-ан…» и регулярно повторяющимися придыханиями «е-е-е». Пока молодые поклонницы бьются в экстазе: им достаточно приятного голоса и привлекательной нордической внешности Дорна, но как знать — может быть, когда флер «первой влюбленности» рассеется, они обратят внимание на содержание. Или на его отсутствие?

Рок

По количеству выпущенных пластинок рокеры в этом году были активнее и концептуальнее поп-артистов (жанр обязывает). Группа Lumen задумала протестно-философскую дилогию, первая глава которой «На части» уже показана публике, а вторая готовится к выходу в следующем году. Еще один остросоциальный альбом, названный в блогосфере «саундтреком к революции», — «Рабкор» от «Ляписа Трубецкого». Фронтмен группы Сергей Михалок уже давно отошел от дворовой романтики и «взобрался на баррикады», с каждым разом все хлеще провоцируя сочными символами и метафорами власть имущих. Далекие от политики «Ночные снайперы» выпустили альбом «4 (изобретение музыки)», приснившийся Диане Арбениной, по ее словам, зимой прошлого года. Следуя модной в последнее время тенденции, певица включила в пластинку не только авторские вещи, но и кавер на песню «Аквариума» «Небо становится ближе».

Собрание сочинений отечественных рок-альбомов-2012 выглядит в целом довольно колоритно: «Алиса» выпустила пластинку «Саботаж», «просветлевшая» Мара — «Два Мира», расставшийся с Михаилом «Горшком» Горшеневым Андрей Князев «Княzz» воспел «Тайны кривых зеркал», «Сплин» продемонстрировал «Обман Зрения», а Александр Ф. Скляр на пластинке «Русское Солнце» перепел песни Александра Вертинского.

Константин Кинчев увлекся «Саботажем».

Но больше всех в 2012 году удивила фанатов и меломанов группа «Король и Шут», записавшая зонг-оперу «TODD. Акт 2. На Краю», первая часть которой («Праздник крови») вышла в конце 2011. «КиШ» подготовил не просто пластинку с треками, а тщательно срежиссированный аудиоспектакль по мотивам английской легенды XIX века о Суини Тодде, сумасшедшем цирюльнике, убивавшем людей, и его подруге Ловетт, которая делала из мяса жертв пирожки. «Горшок» увидел историю по-своему и сделал из Тодда персонажа «страдательного», романтичного и вызывающего скорее жалость, чем гнев, чего не скажешь о судье, партию которого в первой части исполнил Константин Кинчев, а во второй — лидер группы «Пилот» Илья Черт. Кинчеву, кстати, досталась еще одна роль — священника, мясником неожиданно запел Билли Новик, а резкий вокал Юлии Коган из «Ленинграда» подошел главной героине Ловетт. Из оригинального состава остался только сам Горшенев и актер Вениамин Смехов, читающий текст автора, да и в постановке оперы, которая должна была состояться еще в марте и пройти с участием всех друзей-музыкантов, в итоге сыграли малоизвестные приглашенные артисты. «Горшок» оправдывался тем, что из-за постоянных концертов и гастролей невозможно было собрать всю музыкальную «труппу».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру