Свежий слух первого альта

В Москве открылся Юбилейный фестиваль Юрия Башмета

…23 января, семь вечера. Прямо на тротуаре у Большого зала консерватории гаишники устроили импровизированную стоянку: число випов зашкаливает, повсюду машины с посольскими номерами, у дверей чуть не давка: и правда, как можно пропустить едва ли ни главный концерт башметовского фестиваля в честь 60-летия маэстро?

В Москве открылся Юбилейный фестиваль Юрия Башмета

Собственно, день рождения у Юрия Абрамовича – 24-го, и тогда на сцену Концертного зала им. Чайковского выйдут все друзья – Денис Мацуев, Максим Венгеров, Жан Люк Понти, не избежать шуток и сюрпризов (свидетелем одного из них мы уже были на днях)… Однако сейчас в БЗК всё было предельно строго. Что в партере, что на галерке нет свободного места. Куча съемочных групп за минуту до начала (концерт почти не задержали) атакуют директора ГМИИ им. Пушкина Ирину Антонову, композитора Гию Канчели (чей легендарный «Стикс» прозвучит во втором отделении). Программа, кстати, подобрана на редкость изысканно.

«Первым блюдом» звучит волшебный в своей легкой грусти двойной концерт Макса Бруха для альта и кларнета. Тотальное слуховое удовольствие: нет сил из музыки вынырнуть. За пультом башметовской «Новой России» – маэстро Гергиев. Жест размерен, пока лишен экспрессии; публика щурит глаза, пытаясь понять, что Валерий Абисалович держит в руках (этакая короткая палочка, на жаргоне «зубочистка»). Ни малейшего самолюбования со стороны дирижера, – энергия направлена исключительно на смысловую точность и на поддержку друга – Башмет сдержанно ведет тему на пару с кларнетистом Мишелем Порталем.

Юрий Башмет открыл праздничный фестиваль в Москве

Юрий Башмет открыл праздничный фестиваль в Москве

Смотрите фотогалерею по теме

Сказать, кто стал в Брухе ведущим, наверное, не получится. Гергиев (и Башмет, разумеется) добились классной оркестровой выписанности произведения, уж не знаю, сколько там было репетиций, но в Брухе читался внушительный оркестровый образ, оркестровое сильное чувство, не умаляя ни в коем разе сольных партий, идущих словно бы не от партитуры, по зову сердца, тем более, если вспомнить все амплуа Мишеля Порталя в мире академической, современной и джазовой музыки: выдающийся импровизатор, умещающий в своем мировоззрении все стили и инструменты (саксофон, например). Благодаря солистам, Брух был правильно уравновешен как романтическим началом, так и едва ли не революционным желанием новой жизни.

Затем в программе – российская премьера: удивительный концерт для скрипки и альта Андре Превина, вещь (2009 года) исполнялась лишь несколько раз, и посвящена она Юрию Башмету и Анне-Софи Муттер, которая не замедлила выйти на сцену БЗК в беспафосном черном платье с красными искрами, завораживая всех очаровательной улыбкой и неизменно «модельной внешностью».

Анна-Софи всегда немножко играет, какую-то закладку из своих нот она подсунула под пюпитр башметовской первой скрипки – золотому лауреату XI конкурса им. Чайковского Николаю Саченко. А потом весь концерт музыкально, что называется, в такт с ним переглядываясь… Концерт был очень непростой и по форме, и по накалу, – нахождение вместе на двух квадратных метрах таких мастеров как Гергиев, Башмет и Муттер делало этот опус настоящим произведением искусства.

Возможно, концерт Превина не является для маэстро Башмета стопроцентно ощущаемой музыкой, беря во внимание знаковые для него вещи Шнитке, Бруха, Канчели, но от этого публике только интереснее. Вполне себе мелодичная первая часть, требовательная к духовым, сменяется неожиданно контрастной рваной темой, переходящей едва ли не в какофонию (здесь как раз немного чувствуется стилистика киномузыки, которая по праву считается коньком Андре Превина, вспомнить только количество его «Оскаров»). Башмет, словно бы не желая анализировать происходящее, бросается, по наитию, в музыкальную пучину, и в какой-то момент приходит со стихией в согласие…

После антракта публику ждало еще одно посвящение Юрию Башмету для альта, хора и оркестра – мистический «Стикс», язык не поворачивается – «фирменная вещь», на которой Башмет буквально преображается, ведя путешествие по царству мертвых от первой до последней ноты на одном нерве…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру