«Социальная сеть» по-нашему

В Москве начались съемки фильма про создателей «Яндекса»

В Москве начались съемки фильма «Стартап». Прототипами главных героев стали создатели интернет-поисковика Аркадий Волож и Илья Сегалович. Картину снимает молодой режиссер Роман Каримов. Его дебютный фильм «Неадекватные люди» в 2010 году был отмечен Гран-при фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. События «Стартапа» охватят 17-летний период начиная с 1995 года. А пережить эти насыщенные во всех смыслах годы предстоит на экране актерам Евгению Ткачуку («Курьер из рая») и Шамилю Хаматову («Продавец игрушек»). Сценарий написан Дмитрием Соболевым, имя которого стало известно благодаря картине Павла Лунгина «Остров».

В Москве начались съемки фильма про создателей «Яндекса»
Актриса Иева Андреевайте.

Сам замысел «Стартапа» вызывает ассоциации не только со знаменитым фильмом «Социальная сеть» Дэвида Финчера об истории создания сети Facebook студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом. Вспоминается и «Олигарх» Павла Лунгина, снятый в 2002 году по роману Юлия Дубова «Большая пайка» — это тоже история крупного бизнеса в России, жизни людей, много в нем достигших и не меньше потерявших на этом пути.

Роман Каримов и Дмитрий Соболев встречались с людьми, которые начали заниматься бизнесом в середине 90-х, записывали с ними интервью. По такому же принципу работал и Борис Хлебников, разговаривая с фермерами, прежде чем приступить к фильму «Долгая счастливая жизнь». Раньше всех подобную практику начал осваивать Театр.doc, где на основе интервью, взятых молодыми драматургами у самых разных людей, создавались пьесы и спектакли.

Вот что рассказала нам продюсер фильма Ирина Смолко: «Мы провели порядка 30 интервью, встречались с разными людьми, предпринимателями, часть из которых больше известна за границей, нежели в России, потому что некоторые продукты, на производстве которых они специализируются, востребованы на более развитых рынках, нежели наш. Есть люди, которых хорошо знают в Силиконовой долине, и только теперь они становятся известными фигурами в России. Таким образом, мы набрали большой материал. Получился собирательный образ людей, которые в 90-е не бросились во все тяжкие ради того, чтобы заработать деньги, а создавали продукцию, которая сейчас приносит успех и развитие их компаниям».

Актеры Шамиль Хаматов и Евгений Ткачук с режиссером Романом Каримовым.

— Но ведь Роман Каримов — лихой режиссер. Он может сделать хулиганский фильм. Почему вы пригласили именно его?

— Прежде всего он — живой режиссер, способный снять настоящее кино. В том, что это не будет скучно, я уверена. Мы познакомились в Выборге после показа его фильма «Неадекватные люди», в котором играл Илья Любимов. А у меня когда-то был проект «20 сигарет» Александра Горновского по сценарию Дмитрия Соболева с этим великолепным актером в главной роли. Фильм Романа Каримова мне понравился, я видела то, как его воспринимали зрители. С тех пор мы постоянно общаемся и кое-что сделали вместе. Я как продюсер работала на документальном фильме «Зачем нужна Сибирь», и Роман нам помогал снимать в Сургуте те места, куда не пускают девушек, поскольку режиссером была Юлия Шумская. Именно он ходил в банный клуб. А потом я ему предложила поработать над картиной «Стартап». Режиссерская стилистика Романа может быть очень разной, не обязательно эпатажной.

— Выбирая актеров на роли ныне здравствующих и известных людей, стремились ли вы к какому-то сходству?

— Вспоминаю, как я увидела Евгения Ткачука впервые. Он пришел к нам на кастинг, в котором принимали участие самые разные актеры, в том числе и очень известные. Поскольку, по сюжету, перед зрителем проходит 17 лет, нужно было, чтобы герои могли выглядеть и помоложе, и постарше. Я была удивлена тому, насколько Евгений увлечен своей профессией. Он — актер от бога и чем-то напоминает наших выдающихся мастеров — Андрея Миронова и Евгения Леонова. Он может сыграть бандита и заплакать так, как плачут только в большом кино, когда слушают Шуберта. Евгений пришел к нам прямо из театра — в свободном свитере со следами клейкой ленты, которой там обматывали его персонажа. И мы сразу почувствовали, что он и по таланту, и как личность соответствует персонажам, ставшим прототипами героев «Стартапа». Два качества, которыми эти люди обладают, — талант и воля. Каждый из них создал что-то уникальное. В Евгении Ткачуке это тоже чувствуется. Недавно он сыграл одну из главных ролей в фильме «Зимний путь», который никто еще не видел. Его снимали оператор Михаил Кричман («Возвращение», «Елена», «Овсянки») и два дебютанта-режиссера Сергей Тарамаев и Любовь Львова — они театральные люди. Думаю, что это один из лучших фильмов, снятых в России в прошлом году. Шамиль Хаматов — находка режиссера. Он почувствовал в нем нашего второго героя, ставшего полноценным создателем новой компании в фильме. Роман умеет открывать актеров. Его выбор — и Ева Андреевайте. То, как она улыбается, в тех кадрах, которые мы уже сняли, производит впечатление.

— Не могу не спросить вас о фильме «Социальная сеть». Он всему виной?

— «Социальная сеть» тут ни при чем. Если только исходить из того, что это тоже про бизнес и Интернет. Во всем мире сейчас наступает новый технологический уклад, заметные начинания, так или иначе, связаны с Интернетом. Так человечество развивается. В России — своя история. И Дмитрий Соболев, написавший сценарий, способен эту глубину понять. Мы с ним сотрудничаем с тех времен, когда он еще не был известен как сценарист «Острова». Если Павел Лунгин вспомнит, то это я ему принесла этот сценарий. У Димы их около 20. Некоторые из них покупают по третьему разу, но не запускают. У нас боятся делать настоящие большие фильмы. А наша история должна быть именно такой.