«Весна» спровоцировала сексуальную революцию

В Большом театре прошли гастроли труппы Бежара

С «Весны священной» Мориса Бежара в 1959 году началась, как известно, не только история самой знаменитой труппы прошлого столетия «Балет XX века» и не только новая эра в хореографическом искусстве. Этот балет стал предтечей сексуальной революции в Европе, опередив ее на несколько лет! Приехавшая в Москву на гастроли легендарная труппа Bejart Ballet Lausanne, преемница «Балета XX века», в рамках международного фестиваля «Век «Весны священной» — век модернизма», показала в Большом театре самую известную и «сексуальную» версию этого балета Стравинского.

В Большом театре прошли гастроли труппы Бежара

Балет этот стал для Бежара судьбоносным. Его небольшая труппа «Балле-театр де Пари» гастролировала в то время по испанским деревням и была на грани банкротства. Еще с отрочества в ответственные жизненные моменты сын знаменитого философа Гастона Берже обращался к конфуцианской книге перемен «Ицзин». Считается, что она написана императором Вень в XII веке до нашей эры и в ней есть ответы на все вопросы. Перед тем как дать ответ Морису Гюисману на его предложение поставить в недавно возглавленном им старинном «Театре де ла Монне» «Весну священную», Бежар подбросив монетки и, установив с их помощью одну из шестидесяти гексаграмм из этой книги, прочитал: «Блистательный успех благодаря жертве весной». Разумеется, Бежар сказал Гюисману «да» и с этого момента фактически закрыл тему. Теперь любая постановка этого балета невольно сравнивается с гениальной версией французского хореографа. После Бежара к этой теме обращаются все кому не лень, но превзойти его пока не удалось никому.

Несмотря на то что в этом балете с первоначальной концепцией Нижинского много общего, Бежар сразу отмел обозначенную в либретто идею славянского языческого обряда. В музыке Стравинского ему слышалось совсем иное. Он хотел сделать историю о совокуплении, вспомнив документальный фильм об оленях, спаривающихся во время течки, который когда-то смотрел. Весна в его балете показана как стихийная сила, которая повсюду пробуждает жизнь и любовь. Сначала на сцене витальная сила переполняет юношеские тела. Одна часть парней задирает другую, вызывая на драку. «Мне нужны не юноши, а ляжки, кулаки, внезапные и резкие движения голов, животы и выгнутые спины». Затем нам показывают готовых к совокуплению самок — раздвинутые ноги, дрожащие от возбуждения тела. В финале, разбившись на пары, люди предаются у Бежара массовому соитию. «Я хотел показать жизненную силу, которая толкает род людской к размножению. Я брал жизнь и швырял ее на сцену», — писал Бежар об этом балете. Именно так он исполняется и сегодня.

Балет, повергший в состояние шока советских граждан во время первых гастролей легендарной бежаровской труппы в 1978 году, восхищает своей эстетической мощью и сейчас, в исполнении уже совсем других артистов. Тогда, в 78-м, многие воспринимали бежаровскую «Весну» как порнографию. Сегодня это акт священного эротического обряда, поскольку танец у Бежара никогда не был оторван от религиозных корней, а обрядовость заложена в музыке Стравинского изначально. До краев наполненный витальной силой и первобытными инстинктами, балет исполняется работающей как единый организм труппой, по-прежнему мощно и точно. А новые солисты Катерина Шалкина и ее муж Оскар Шакон сливаются в эротическом экстазе, прославляя Любовь так же неистово, как самые первые исполнители (Жерминаль Касадо и Таня Бари).