В Москву вернулись дореволюционные бонбоньерки

Ретроспективная выставка дизайна упаковки открылась в Манеже

В Манеже — очередная премьера: в пятницу здесь открылась выставка «Дизайн упаковки. Сделано в России». Новую экспозицию Московского музея дизайна изучил корреспондент «МК».

Ретроспективная выставка дизайна упаковки открылась в Манеже
Экспонаты выставки дизайн упаковки. Бонбоньерки

— Коллекционеры так беспокоились за красоту и сохранность упаковки, что не вскрыли старинные жестянки с икрой и коробки с печеньем, — с гордостью рассказывает куратор выставки, Алена Скольникова. — Именно в таком виде эти баночки стояли в лавках и магазинах начала ХХ века.

От баночек и впрямь исходит не самый приятный для посетителей запах, зато можно увидеть продукты в просвет упаковки. Чтобы не оставалось сомнений, что внутри, сверху наклеена неповрежденная «бандероль» — бумажная лента, где написано наименование продукта. На самой же коробочке написано «ЛУЧШАЯ ИКРА»!

Да, с открытием выставки «Дизайн упаковки» ЦВЗ Манеж стал похож на крупный универмаг: в витринах зала можно увидеть бутылки, жестянки, этикетки, бонбоньерки-конфетницы, бутылки от спиртного различного вида и происхождения, и даже мыло и флакончики одеколона.

Дизайн упаковки сейчас — одна из актуальных проблем, ведь всемирно известные бренды платят огромные деньги за место перед глазами покупателя. Но ведь дело не только в расположении продукта! А ведь сейчас не требуется таких- неимоверных усилий для создания яркой упаковки, как сто лет назад...

В Москве открылась ретроспективная выставка дизайна упаковки

В Москве открылась ретроспективная выставка дизайна упаковки

Смотрите фотогалерею по теме

Поэтому куратор с нескрываемым удовольствие проводит гостей по выставке и рассказывает о самых интересных экспонатах. Это упаковки Моссельпрома, совместное творчество Владимира Маяковского и Александра Родченко. Вызывающие слоганы Маяковского, вроде «Нигде кроме как в Моссельпроме!», дополненные мощными диагоналями и двух-трехцветными минималистическими художествами Родченко, отражают резкий дух конструктивизма.

Сокольникова смеется: «Это настоящий творческий тандем. Вечером взмыленный Родченко приносит эскизы, ночью энергичный Маяковский пишет тексты, потом упаковку где-то делают и все начинается сначала».

Кроме этого в одной из витрин можно найти флакон духов «Красная Москва» и знаменитый одеколон «Север». По словам Алены, к эскизу на упаковке «Севера» приложил руку молодой Малевич.

Следующим пунктом в путешествии по выставке становится первое русское пиво в банках. Оно выпущено специально к Олимпиаде-80, как и множество несвойственных советской стране продуктов.

Если посмотреть на середину зала, то в глазах начнет рябить от огромного количества бутылок и сосудов разной формы. В одной из витрин восседает медведь-графин. Он был медведем еще до революции, но советская власть решила увеличить объем жидкости внутри и дала ему в лапы бочонок, где тоже должно было быть спиртное.

Все материалы предоставлены музеем истории Москвы, музеем Маяковского, музеем упаковки и частными коллекционерами. Все рассортировано по эпохам и стилям: здесь викторианская эклектика, модернизм, русский и неорусский стиль, международный стиль и возвращение авангарда в 90-х.

—Выставка «Дизайн упаковки» продолжает рассказ о развитии русского дизайна, который мы начали проектом «История вывески», — сообщает арт-директор Манежа Марина Лошак. — Наш новый проект будет — и должен — вызывать сентиментальные чувства, это вообще одна из задач музея.

По словам Марины, история русского графического и промышленного дизайна здесь показана в развитии: от торговых марок поставщиков императорского двора до брендов 1980—90-х.

Куратор, Алена Сокольникова, дает комментарий происходящему в области дизайна упаковки сегодня:

— Тенденции минимализма возвращаются, равно как и арт-деко, как и стеклянные бутылки без бумажной этикетки. Без этикетки — ведь это простор для дизайна на крышке и крайне полезно для экологии. Но все это ничто по сравнению с плакатом, который вскоре появится на одном из стендов выставки!

Это будет схема работы новой «упаковки будущего» для яйца. Человек по дороге в офис сможет дернуть за хвостик, разделяющий две зеленые половинки яйца, запустит таким образом химический процесс внутри, а через некоторое время получит готовый гоголь-моголь. Такую штуку давно разрабатывают японцы, но скоро она появится и у нас.

И у упаковки появится еще одно преимущество — помимо рекламы и агитации она будет готовить!

Наша экспозиция призвана подчеркнуть актуальность дизайна вообще и заявить о потребности России в качественном дизайне упаковки.

Однако выставка заставляет и улыбнуться: на одной из дореволюционных бонбоньерок императорская семья изображена в окружении соблазнительной клубники, на другой — величественный Суворов спрятан в сладких малинках, а губы его ярко напомажены. Такие экспонаты как нельзя лучше демонстрируют самобытность и разноплановость традиций русского дизайна.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру