Как выиграть войну большой кровью

Чтобы “убить” актера выстрелом в лоб, нужна вишня без косточки

В масштабных фильмах и сериалах «про войну» с их батальными сценами – как правило, много крови. Поэтому тем, кто снимает такое кино, нужны изрядные «донорские ресурсы». Конечно, речь не идет об использовании на съемочной площадке запасов настоящей крови: «волшебники от киноискусства» уже давным-давно научились ее имитировать.

Чтобы “убить” актера выстрелом в лоб, нужна вишня без косточки
Кадр из фильма "Военный корабль"

В эпоху черно-белого кино «кровавые сцены» снимали в основном с использованием шоколадного сиропа. Голливуд уже в 1920-е годы эту технологию превосходно отработал.

Когда пришел черед цветных кинокартин, для которых шоколад уже не годился по колеру, используемых вариантов изображения крови стало больше. Нашлись киношники, пытавшиеся даже использовать для этой цели натуральный состав – кровь животных или человека. Однако подобные опыты ожидаемых результатов не дали: главным недостатком оказалось то, что при воспроизведении отснятых кадров на экране кровь приобретала какой-то синеватый оттенок.

Куда лучше выглядели на экране имитации, полученные при помощи томатной пасты, соков… В погоне за внешним сходством кое-кто из специалистов разрабатывал даже специальные многокомпонентные составы. Этой проблемой занимались и в нашей стране.

– Раньше у нас бутафорскую кровь делали в гримерном цехе «Мосфильма» и оттуда рассылали по заявкам на другие киностудии страны, – рассказывал автору этих строк один из лучших советских каскадеров, Владимир Жариков. – Дело в том, что на «Мосфильме» работал уникальный мастер, которому удалось придумать особый рецепт приготовления гримерной крови, – она в кадре выглядела совсем как настоящая. Однако потом этот специалист ушел, а своим секретом делиться ни с кем не захотел…

– Теперь на съемках используют в основном всякие сиропы, соки – вишневый, томатный... – в голосе Жарикова явно угадывалась досада. – Смотрится это зачастую довольно неубедительно.

С ветераном отечественного каскадерского дела трудно не согласиться. Нынешний зритель, конечно, давно уже заметил: при создании фильмов расходуют «кровезаменители» щедро – для пущего впечатления от страшных кадров киношного насилия. Однако сплошь и рядом нужного эффекта все равно добиться не удается. Глядишь на потоки малиново-красной жидкости, залившей героя буквально с головы до ног, и понимаешь: колер-то не тот! Это же не кровушка человеческая, а некий фруктовый десерт!

Может быть, именно по причине «съедобности» такой бутафорской крови в последние годы наметилась в индустрии боевиков странная традиция: каким бы способом не был убит персонаж фильма, обязательно зрителю покажут кадры, где у этого бедолаги с последним его вздохом прольется струйка крови из угла губ. Пусть даже человека перед тем в живот ножом пырнули или придушили, – все равно извольте полюбоваться на его окровавленный рот! Это же так просто сделать: перед началом съемки эпизода спрятал за щеку маленький пакетик с соком, в нужный момент его раздавил – и получайте душераздирающую картину! А остатками той же «вишневки» можно еще и слегка жажду утолить.

Пообщавшись с теми, кому доводилось заниматься постановкой и съемкой кровавых сцен, корреспондент «МК» выяснил несколько вариантов имитации крови для кино- и видеосъемок, применяемых в наше время. В том числе удалось даже выудить пару рецептов спецсоставов.

Рецепт первый. Смешать кукурузный сироп с жидким пищевым красителем красного цвета, капнуть туда чуть-чуть синего пищевого красителя и добавить гранатового сока (при соблюдении правильной пропорции он придает получившейся субстанции характерную текучесть и превосходно въедается в ткань одежды, оставляя на ней легко узнаваемые «кровавые разводы»).

Рецепт второй. В обычный, купленный в магазине фруктовый напиток – клубничный или вишневый – всыпать крахмал и варить на плите до получения нужной густоты (вместо крахмала можно воспользоваться сахарным сиропом). При необходимости подкорректировать цвет изготовленной бутафорской крови удается добавлением в нее небольшого количества растворимого кофе.

Если требования к похожести не слишком высоки, при съемках могут использоваться сок брусничного или смородинового варенья, клюквенный морс и даже свекольный отвар. Но при выборе технологии имитации важно учитывать роль крови в снимаемых кадрах. Одно дело воспроизвести на экране кровавые брызги, запятнавшие белую рубашку, и совсем другое – показать сочащуюся кровью рану…

– Между прочим, фрукты-ягоды удобно использовать при съемках трюковых сцен, связанных с выстрелами в голову, – раскрыл одно из профессиональных ноу-хау Владимир Жариков. – Когда в кадре нужно крупным планом показать выстрел в лоб, поступают следующим образом: клубничку или вишенку измельчают (косточку, естественно, долой), получившуюся кашицу заряжают в пневматический пистолет и по команде «мотор!» с близкого расстояния стреляют в голову исполнителя роли. Такой прием мы переняли в свое время от французов.

Однако кроме собственно крови для съемок «боевых» эпизодов нужны еще шрамы. Раньше делать их имитацию на коже актера приходилось порой очень долго и кропотливо. Но сейчас подобная задача значительно облегчилась: у нынешних гримеров есть в арсенале специальный чемоданчик со шрамами. Там лежат пластиковые наклейки самого разного вида: шрам свежий, застарелый, кровоточащий, «разорванный», от пули, от клинка... Прилепил актеру нужную нашлепку прозрачной пленочкой, гримом чуть подработал – и готово, можно снимать!

Владимир Жариков поделился с корреспондентом «МК» и другим «кровавым» приемом, которым не раз приходилось пользоваться на съемочной площадке:

– Иногда нужно изобразить человека, подорвавшегося на мине, тяжело раненного снарядом... Был, например, такой эпизод в одном из «военных» фильмов, в котором я участвовал: по задумке режиссера, требовалось как можно достовернее показать бойца, которому взрывом оторвало ногу. Эта «картинка» снималась в несколько приемов. Сперва – «пустой» хлопок пиротехнического заряда, с клубами дыма, с разлетающимися осколками и камнями. Вслед за этим – кадры, как раненого бойца (то есть меня в его роли) двое товарищей волокут после взрыва к машине и прислоняют в полусидячем положении к колесу. Потом камера переводится на полученную «ужасную рану». Сделали ее так: вырыли под моей правой ногой яму, опустили туда ногу по колено и засыпали ее песком, а штанину разорвали в лохмотья; заранее купили на местном рынке кусок кости от телячьей ноги и пристроили таким образом, чтобы она торчала из этих лохмотьев, ну и, конечно, все обильно полили гримерной кровью. Выглядело на экране очень натурально.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру