На реализацию проекта Захарова было потрачено вдвое больше денег, чем два года назад, признался министр культуры Владимир Мединский. Это и не удивительно, ведь, чтобы воплотить идеи художника в жизнь понадобилось прорубить в полу павильона, построенного сто лет назад Алексеем Щусевым, два отверстия, на крыше уставить три гигантские антенны и отчеканить 200 тысяч специальных монет. Но затраты стоили того: проект получился действительно многосмысловой, злободневный, глобальный - искусствоведы поговаривают , что на 55-й биеннале у России есть реальный шанс на "Золотого льва". Как-никак в центре внимания тема, касающегося каждого, - деньги, а они, как известно, решают в современном мире все.
Попасть под самый настоящий золотой дождь на первом этаже Российского павильона могут только дамы - мужчинам в пещеру Данаи, куда по легенде царь Акрисий заточил свою дочь (он боялся, что исполнится предсказание и сын Данаи убьет его), вход воспрещен. В зал проникает лишь одна мужская сила - деньги, ведь, как известно, Зевс, чтобы соблазнить Данаю, попал в ее темницу, превратившись в золотой дождь. Посетительницам предусмотрительно выдают на входе прозрачные зонты, но были случаи, что и они не спасали: монеты падают с высоты в несколько метров, бьют больно. Так что сотрудники предупреждают - стоять под золотым дождем, травмоопасно.
Кстати, сами монеты - особенные, их специально чеканили для русского проекта в Италии. На них с одной стороны изображен золотой дождь и торс Зевса, с другой выбито: trust, unity, freedom, love, и фраза: the artist guarantees the value with his honor (художник гарантирует ценность своим словом).
После посещения "пещеры Данаи" женщины кладут горсть монет в ведро, и оно отправляется через прорубленное отверстие на второй этаж - на территорию мужчин. Специальный человек в черном костюме насыпает монеты в конвейер, и они отправляются на крышу здания, откуда потом снова падают в "пещеру". Такой вот финансовый круговорот.
На втором "мужском" этаже посетителей встречает еще одна инсталляция о деньгах. Живая. Мужчина в офисном костюме сидит под потолком на балке в седле. Он размерено поедает арахис и бросает шелуху на пол. Эта сцена отсылает нас к финансовому скандалу, случившемуся в 1994 год в Германии и ставшему притчей во языцех. Тогда Хильмар Коппер, спикер правления Дойче банка, употребил слово "мелочь" (peanuts, что с английского переводится еще и как арахис), говоря о банкротстве крупнейшего владельца недвижимости Юргена Шнайдера. По сути этот перформанс повторяет центральную инсталляцию проекта, только с помощью других образов и ссылок.
- Даная - это очередная схема функционирования современного общества, в которой прекрасная мифологическая женская фигура сведена к простой антенне, золотые деньги - к получаемой информации, а громовержец Зевс - к бирже. Мы наблюдаем девальвацию устойчивых образов, - уверен автор.
Проще выразился министр культуры РФ Владимир Мединский, по собственному признанию, далекий он современного искусства: "Эта современная трактовка мифа о Данае говорит нам о том, что не в деньгах счастье и мы тратим свое времени не на то".