Марис Янсонс взял «музыкального Нобеля»

Премию Эрнста фон Сименса заслуженно вручили самому глубокому дирижеру

Хотя сам Марис Янсонс и «удивился», увидев себя в качестве лауреата престижнейшей премии имени промышленника фон Сименса (награждение прошло 4 июня в Мюнхене), музыкальная общественность это известие поддержала всецело: 70-летний Янсонс — один из символов великого и чистого служения искусству.

Премию Эрнста фон Сименса заслуженно вручили самому глубокому дирижеру

Пересказывать биографию Мариса Янсонса не имеет смысла — ярчайшая музыкальная личность, тонкий большой художник, про которого в английской Википедии написано, пожалуй, больше, чем в русской. И оно неудивительно, поскольку быть иконой у музыкального цеха совершенно не означает быть ею же в среде широкой публики, тем более что маэстро хоть и «прописан» в Петербурге, но в основном работает за пределами России, будучи главным у таких «монстров», как амстердамский Концертгебау и оркестр Баварского радио.

«Моя задача не открывать, но проникать в музыку» — вот, если угодно, его девиз. Не исключающая артистизма эмоциональная скромность — одна из самых привлекательных добродетелей маэстро. Причем он никогда не ставит в приоритеты непременное следование за «чистотой стиля» или, напротив, выспреннюю чувственность (чем балуется половина наших знаковых маэстро, пытаясь угодить публике), но идет от музыки, в разное время выбирая себе «главного композитора» и погружаясь в него с потрохами...

Родился в оккупированной фашистами Риге; мать — оперная певица, отец (Арвид Янсонс, сконч. в 1984-м) — известный дирижер. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано и дирижирования. В начале 70-х брал уроки у самого Герберта фон Караяна в Зальцбурге. Как позже писала в своей книге «Он был моей жизнью» вдова Караяна, Эльетта, «два дирижера, победивших на учрежденном моим мужем в Берлине дирижерском конкурсе, принадлежат сегодня к числу крупнейших фигур — это латыш Марис Янсонс и россиянин Валерий Гергиев».

Янсонса не пустили в ассистенты Караяна, и позже он служил в оркестре Ленинградской филармонии, будучи ассистентом у Мравинского. По сути, всю свою жизнь маэстро имел дело только с оркестрами высшего дивизиона, самого топового уровня, постоянно стремящихся к самосовершенствованию. Дискография Янсонса гигантская.

Я позвонил в Ригу своему другу — известному дирижеру Андрису Поге (блистательному победителю конкурса им. Светланова в Монпелье), он стажировался у Мариса Янсонса и совершенно не удивлен, что столь высокая награда досталась соотечественнику.

— Во-первых, Янсонс — исключительный музыкант, — говорит маэстро Пога, — всё, что он делает, — очень чисто. Очень глубоко. Умно. Он не позволяет себе ничего такого, что может помешать замыслу композитора.

— Никакой отсебятины?

— Да-да, ничего лишнего. Очень трепетно подходит и к партитуре, и к музыкантам. Фигура мощная. Как профессионал — это «отличный продукт» российской дирижерской школы. Петербургской. Да, это лучший пример. Ну а его музыкальные качества безграничны... И поощрение в виде премии фон Сименса — это очень серьезная награда, посмотрите, кому она вручалась прежде (начиная с 1974 года): Бриттену, Ростроповичу, Караяну, Булезу, Штокхаузену, Аббадо... Не зря ее называют «музыкальным нобелем». Это гарант того, что в свое дело ты вложил всю жизнь.

— Ну так вроде и сказано в пояснительной записке: «Янсонс живет только музыкой».

— Это абсолютно так! А вот трудно ли жить только музыкой — зависит от обстоятельств. У Янсонса получилось вложить всего себя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру