Израильтяне постояли за «Ценой». В очереди

Режиссер Леонид Хейфец: «Миллер сейчас актуальнее как никогда: бесплатная жизнь закончилась»

Театр Евгения Арье «Гешер», куда «Маяковка» приехала на свои короткие гастроли, расположен, по сути, на границе двух городов — исторического Яффо и нового Тель-Авива, метрах в 500-х от Средиземного моря. Все спектакли здесь традиционно начинаются в 20.30, — уже зашло солнце, хоть чуть-чуть спала сорокоградусная жара, автоматически включаются поливалки для газонов...

Режиссер Леонид Хейфец: «Миллер сейчас актуальнее как никогда: бесплатная жизнь закончилась»
Театр "Гешер" до начала спектакля

К кассе — не продраться. Переаншлаг. Кассиры непривычно нервозны. Зрители тоже. Никаких гардеробов здесь отродясь не было, фойе маленькое, а потому публика до запуска в зал стоит прямо на улице. Курят все и курят везде. На афише — два кассовых спектакля театра Маяковского — «На чемоданах» Ханоха Левина и «Цена» Артура Миллера: традиционный фестиваль «Гешер» этого года посвящен еврейским драматургам...

Понятно, что везти в Израиль московского Ханоха Левина или того же Миллера — это всё равно как везти в Англию своего Шекспира, или в Тулу свой самовар: ответственность необычайная, вон, тот же Левин (скончался в 1999-м) стоит в репертуаре «Гешера», к тому же в Израиле к нему как к драматургу весьма неоднозначное отношение, что было лишним поводом артистам помандражировать.

— Но хочу вас поздравить, друзья, — сказал на банкете после «Чемоданов» хозяин театра Арье, — вы не опозорились!

Режиссер Евгений Арье

Приветствовала русских артистов (среди которых Евгения Симонова, Ефим Байковский, Елена Мольченко, Александр Шаврин, Виктор Власов, Татьяна Аугшкап, Юрий Никулин etc.) и вдова Ханоха Левина, которая выразила надежду, что пьесы мужа и впредь будут ставиться в России, причем вести все переговоры по этому поводу нужно только с ней, с вдовой...

«На чемоданах» — это остроумные зарисовки на два часа без антракта из жизни еврейских семей, прозябающих в какой-то глуши. Занято там аж 22 артиста, идеальная вещь, чтоб в ином театре сразу занять пол-труппы, и всех в качестве главных героев! Поначалу всё очень смешно. Мама укоряет дочку, что та спешит с любимым удрать на танцы, пока папа «не может». Папа уж 10 раз пытается сесть по-большому, но всё тщетно... через минуту — мать и дочь уже в черных повязках: папа помер, и зал не знает хихикать ему или плакать на утверждение, что за семь дней он так и не сходил в туалет. К концу «Чемоданов» удается умертвить почти всех.

Под потолком — бегущая строка на иврите. Из 8 миллионов израильтян, только миллион говорит по-русски. И то неохотно. Для того, чтоб при случае скрыть от детей смысл. Поэтому даже те, кто понимает, всё равно читают на табло священный язык...

Зрители приветствуют "Цену" стоя

Не сказать, что зал 20 минут аплодировал стоя (это уже не принято нигде в мире), но хлопали долго и от души, не разбегаясь, несмотря на двенадцатый час ночи (хотя многие живут в близлежащих городах, вроде Холона или Нетании). На аплодисменты вышел и талантливый режиссер Александр Коручеков (уже на финальной стадии к постановке приложил руку сам Карбаускис, но он в Израиль не поехал). Сцену завалили цветами...

Вторая на очереди — классическая миллеровская «Цена» в расхваленной критиками постановке Леонида Хейфеца. Команда (сам режиссер, главные исполнители — Андриенко, Байковский, Аугшкап, Запорожский) очень переживали поначалу, как спектакль пойдет для столь большого зала как «гешеровский»: в «Маяковке» «Цену» ставили для Малой сцены, со всеми вытекающими отсюда «камерными настройками». Тем более, в «Гешере» не самая феноменальная акустика для, допустим, слишком интимного разговора. Переживания оказались напрасны: «Цена» буквально «выстрелила», став глотком настоящего глубокого искусства, благодаря классной режиссуре и купающимся в ансамбле актеров (а Запорожский, кстати, вообще отметил здесь свой день рождения).

— Леонид Ефимович, — обращаюсь я к режиссеру после спектакля, — чем так актуальна сегодня давным-давно написанная «Цена»? В чем секрет?

Актриса Елена Мольченко, Игорь Воробьев, Евгений Арье

— Жизнь изменилась. И нынче «Цена» куда актуальнее, чем в 60-е годы, когда в БДТ вышел одноименный спектакль со Стржельчиком в образе Грегори Соломона (там вообще все звезды играли, например, Юрский). Но тогда отсутствовало понятие частной собственности. Я вот прожил жизнь, не зная, что такое завещание. Дальше: в пьесе — острейший конфликт с братьями из-за денег. Только одному удается выучиться на врача, а другой остается ни с чем. Более чем актуальная тема, потому что бесплатное образование в России закончилось. Разве нам раньше могло такое в голову прийти?

— Да и семейные ценности изменились...

— Вот именно. Нынешняя российская жизнь очень сильно рвет семью. Уничтожает. Молодые люди бегут из страны, эмиграция... огромная проблема! А раньше мы смотрели на это как на экзотику, и в «Цене» БДТ игрался сюжетный конфликт, но не «наша жизнь», которая теперь стала реальностью.

— Почему в Москве вы не захотели перенести «Цену» в большой зал?

— Спектакль, как ребенок, рождается лишь однажды, в том лоне, в каком он был задуман... и менять это не стоит. И эффект Малой сцены как раз в полной сопричастности к происходящему, исчезает граница между артистом и зрителем.

...Контейнер плыл до Израиля целый месяц: у «Цены» сложные декорации — это же дикий вал мебели, закрытой полиэтиленом, ее по сюжету продают весь спектакль... к тому же художник придумал положить еще сотню стульев сверху — на потолочные перекрытия. Был случай в Москве, когда эти стулья стали падать на пол и актеры, дабы «обыграть» форс-мажор, на ходу придумали чуть не целую мизансцену... зрители пришли в неописуемый восторг. В Израиле стулья не падали — «Цена» и без того завораживала колоритной, беспафосной игрой Соломона-Байковского, мужской брутальностью полицейского-Андриенко, пьяной трогательностью героини Татьяны Аугшкап...

Ян СМИРНИЦКИЙ, Тель-Авив.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру