Татьяна Самойлова отмечает 80-летие

Единственная русская актриса, получившая награду Каннского фестиваля, так и не встретила своего режиссера

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой исполнилось 80 лет. Она не так часто снималась, но стала легендой советского и мирового кино, единственной нашей актрисой, чья работа персонально отмечена жюри Каннского кинофестиваля. Было это в 1958 году.

Единственная русская актриса, получившая награду Каннского фестиваля, так и не встретила своего режиссера
Татьяна Самойлова. Кадр из фильма "Летят журавли" (1957г.)

тестовый баннер под заглавное изображение

Тогда картина Михаила Калатозова «Летят журавли», поставленная по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», получила главную награду Канн – «Золотую пальмовую ветвь». А Татьяне Самойловой вручили премию «Апельсиновое дерево», как самой скромной и очаровательной актрисе фестиваля. Чтобы был понятен масштаб победы, надо вспомнить лауреатов того года. Лучшим режиссером тогда назвали Ингмара Бергмана с фильмом «У истоков жизни», а его четыре актрисы во главе с Биби Андерсон получили награду за лучшую женскую роль. Лучшим актером жюри признало Пола Ньюмана в картине «Долгое жаркое лето». А спецприз получил великий Жак Тати за фильм «Мой дядюшка».

Татьяна Самойлова также стала лауреатом премии «Победа», вручаемой во Франции по итогам опроса зрителей и читателей журналов «Синемонд», «Фильм Франсе» и газеты «Фигаро» в 1959 году. В 1990-ом ее вновь пригласили в Канны, чтобы вручить награду «Живая легенда Канн» за творческий вклад в искусство кино.

Дебют в кино у нее состоялся в 1955 году в картине «Мексиканец» Каплуновского по произведению Джека Лондона. А через два года уже вышли легендарные «Летят журавли» Михаила Калатозова - главный фильм в биографии актрисы, где она сыграла Веронику – девушку с необычной внешностью и странной судьбой. Для Калатозова ее присмотрел кто-то из его ассистентов в театральном училище. И она стала сниматься в фильме по оттепельной пьесе Виктора Розова, знаменитой не только благодаря этой картине, но и спектаклю театра «Современник». Именно этой пьесой он когда-то и открылся. Оператор от бога Сергей Урусевский снял Самойлову потрясающе. Глаз от ее лица не оторвать. Вероника неожиданно превратилась в картине Калатозова в главную героиню, чего нет у Розова. Совсем нетипичная русская девушка стала тогда для всего мира воплощением русского народа. Ее жених, роль которого исполнил Алексей Баталов, уходит на фронт. А его двоюродный брат, влюбленный в Веронику, становится настойчив в проявлении своих чувств. Девушка продолжает ждать жениха, давно погибшего на фронте, ничего не зная об этом. А потом с ней что-то происходит. Кадры, где Вероника бежит провожать уходящего на фронт возлюбленного, обошли весь мир и сделали Самойлову знаменитой.

А теперь, спустя годы после триумфа, актриса фактически предана забвению. Несколько лет назад мы оказались вместе с ней на Пискаревском кладбище накануне Дня Победы в составе официальной делегации. Самойлову никто не узнавал. Она сама подошла к одному из городских начальников и представилась: «Я – Татьяна Самойлова». Она понимала, что ее не узнают без этой подсказки. Да и как было распознать былую красавицу и звезду в этой скромной и просто одетой немолодой женщине в поношенных удобных туфлях. На актрису она была совсем не похожа.

Татьяна Самойлова родилась она в Ленинграде в 1934 году. В годы войны оказалась в эвакуации в Армении. Вспоминала потом о том времени образно и ярко: как грызла орехи, ела бараний суп, лазила по деревьям. В ней всегда было что-то дико-природное, не поддающееся управлению. В 1944-ом ее семья вернулась в Москву. А в 1945-ом Татьяна Самойлова поступила в балетную школу при Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко. Проучилась там всего два года. Желание стать актрисой привело ее в 1953-ом в Театральное училище им. Бориса Щукина. Но окончила она в итоге ГИТИС. Было это в 1959 году, уже после каннского триумфа картины «Летят журавли».

В театре она не задержалась и своего режиссера в кино не встретила. В 1954-ом играла в Театре им. Вл. Маяковского, с 1967-по 1992-ой состояла в штате Театра-студии киноактера. Фрагментарно возникали и другие подмостки, но долго она нигде не задерживалась. Ее фильмографию обширной не назовешь. Но как минимум две роли навеки увековечили ее как легенду советского и мирового кино. Народной артисткой Самойлова стала поздно, только в 1993 году, когда уже жила своими былыми заслугами. Ее приглашали театральные режиссеры в свои спектакли. Предлагали сыграть пьесу Николая Евреинова в паре с Алексеем Баталовым, что-то еще. Но ничего из этих затей не вышло. Возможно, дело было в ней самой.

В 1959-ом она еще раз встретилась с Михаилом Калатозовым на картине «Неотправленное письмо». Снимал ее опять гениальный Урусевский. А сценарий написал второй муж Самойловой Валерий Осиповов. Сыграла она геолога. Ее героиня погибала в тайге вместе с коллегами, искавшими алмазное месторождение. В 1960-ом вышла советско-французская лента «Леон Гаррос ищет друга» Марселя Палиеро, а 1961-ом - снятая в Венгрии шпионская «Альба-Регия» с ее участием. В такую заграницу ее отпустили, как и на съемки советско-итальянского фильма «Они шли на Восток» Джузеппе де Сантиса в 1964 году. А вот когда из Голливуда ей пришло приглашение сняться в «Анне Карениной», ее не выпустили. В 1967 году, правда, последовала советская экранизация произведения Льва Толстого режиссером Александром Зархи, где она сыграла главную роль, а Вронского исполнил ее первый муж Василий Лановой. Почти идеальная пара. И для Самойловой это был прорыв, серьезная работа, о какой можно только мечтать. Хотя картину упрекали в разного рода несоответствиях букве и духу романа, на лестные эпитеты критиков рассчитывать не приходилось. Но Самойлова была прекрасна, и отчасти сыграла саму себя, вложив в роль всю глубину нереализованных материнских чувств, а может быть, это роль потом аукнулась в ее собственной судьбе, оказавшейся во многом трагической. Многим кажется, что вся жизнь ее трагична. Имея такую душевную организацию, как у Самойловой, сложно рассчитывать на безоблачную, красивую и легкую жизнь. Можно сколько угодно говорить о том, что у этой актрисы не сложившаяся судьба. Сколько самых невероятных поворотов могло бы случиться в ее жизни после триумфа в Каннах. Но ничего так и не произошло.

В 1972-ом Самойлова снималась в картине «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова. Фильм был смыт после соответствующей команды сверху. Сохранились лишь его фрагменты, благодаря оператору фильма, который их каким-то образом спас. Позднее Рустам Хамдамов использовал часть кадров в своем фильме «Анна Карамазофф». Потом уже Самойлова станет вспоминать о том, как Хамдамов наряжал ее в пыльные ковры.

Уже в новейшей истории российского кино Самойлова нет-нет да снималась. У Александр Атанесян - в фильме «24 часа», у Анны Меликян - в «Марсе». Рената Литвинова пригласила ее в свою документальную ленту «Нет смерти для меня», где давали интервью пять выдающихся наших актрис, включая Татьяну Самойлову. Это был рассказ о времени и о себе, своего рода исповедь. В 2008-ом Самойлову пригласил Игорь Волошин в картину «Нирвана». Вызвал ее в Петербург, где она и увидела с чем и как ей придется работать, испугалась причудливости костюмов и грима, не могла их принять, пока не увидела на других молодых актрисах то же самое. И все постепенно пошло.

Ее отец – народный артист СССР Евгений Самойлов – красавец, кумир советских женщин, ученик знаменитого Вивьена. Он работал в театре Революции, ставшим позднее Театром им. Вл. Маяковского, а потом служил в Малом театре. Вместе с дочерью он снимется в картине «Длинная дорога в короткий день» в 1972 году. Мать Татьяны Самойловой – Зинаида Ильинична Левина - была инженером, настоящей хозяйкой дома, на ней держалась вся семья. И сына Татьяны Самойловой, все время находившейся в разъездах, фактически воспитала она. А дед, по словам взрослого сына Самойловой - Дмитрия, заменил ему отца. Дмитрий в 26-летнем возрасте уехал в США, где живет уже 20 лет. Его часто будут обвинять в равнодушии, в том, что бросил мать. А он ее нежно любит, но с ней все не просто. Отец Дмитрия - театральный администратор Эдуард Машкович, оставивший семью, когда сыну было два года. Так сложилось. Так было лучше для душевного здоровья Самойловой. Отец и сын не виделись сорок лет.

Живет Самойлова практически в забвении, очень скромно и одиноко. Ее сын по-прежнему в США, сделал там карьеру врача. Он очень похож на свою мать. В Москве рядом с Самойловой - ее брат Алексей Самойлов, которому не всегда удается ее уберечь от самой себя. Она болела, куда-то пропадала, уходила их дома, и об этом знала вся страна. 16 июня 2009 года 75-летнюю актрису искали всем миром, был страшный переполох, когда она исчезла. А потом она нашлась в одной из московских клиник. В августе 2011-го повторилась примерно та же история. С Татьяной Евгеньевной не было никакой связи неделю. И опять она обнаружилась в больнице. Возбудимая актерская психика дает о себе знать в повседневной жизни.

Трудная жизнь Татьяны Самойловой

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру