Пианист Виктор Ямпольский: «Самое главное — вовремя сказать детям, что они талантливы»

Глубинка подсела на мастер-класс

19.09.2014 в 16:28, просмотров: 3246

...Трио им. Рахманинова (худрук Виктор Ямпольский), и без того известное необычными музыкальными проектами (недавние концерты в стенах Эрмитажа, Третьяковской галереи etc.), решило провести по сути масштабный всероссийский мастер-класс, возя ведущих европейских маэстро по нашим провинциальным консерваториям. Эффект не заставил себя ждать: многие таланты были замечены, и есть прецеденты, когда ребята — прежде не смевшие об этом и мечтать — поступали в ведущие западные академии.

Пианист Виктор Ямпольский: «Самое главное — вовремя сказать детям, что они талантливы»
Альтист Юрген Куссмауль и скрипач Назар Кожухарь

До концерта с Виктором Ямпольским и Юргеном Куссмаулем мы обсудили значимость проекта:

— Ну что, Юрген, не перевелись еще таланты на Руси?

— Нет-нет, у вас богатейший культурный потенциал. Вон в Екатеринбурге мы открыли талантливейший струнный квартет, направили их, вдохнули уверенность, так они уже живут в Амстердаме, учатся в Академии, у них уже карьера пошла.

— Ведь зачастую людям надо сказать, что они — талантливы, поскольку они сами могут в это не верить, — добавляет пианист Ямпольский, — в глубинке они сами себе не верят, считают, что «все самые талантливые уже в Москве, а заграница вообще не для нас». Так вот, эту веру им надо дать! Они по характеру далеки от наглости, часто себя недооценивают. И ученики такие. И педагоги.

— В Европе считается нормальным, — продолжает Юрген, — когда в ту или иную консерваторию масса педагогов из других музыкальных вузов приезжает на мастер-класс...

— И никто никого не ревнует?

— Да боже упаси, — вмешивается Ямпольский, — а у нас этот момент немножечко провисает. Люди не знают, что происходит в мире, в других странах, — где какие веяния. Вот эту «логистическую» проблему мы и пытаемся решить. Множество городов уже охватили за четыре года существования проекта. В одну и ту же консерваторию мы могли в разное время привозить различных больших музыкантов из Европы.

Юрген Куссмауль проводит мастер-класс по альту

...Любопытно то, что все наши консерватории очень разные и решают, подчас, разные задачи, о чем «МК» и рассказал ректор Астраханской консерватории Александр Мостыканов (по образованию балалаечник, руководитель известного квартета «Скиф»):

— Наша консерватория молодая и очень своеобразная (хотя здание старинное — бывшая Мариинская женская гимназия, зал по акустике — один из лучших в стране), ведет отсчет с 1969 года, когда выпускники Московской, Ленинградской, Новосибирской, Казанской консерваторий приехали сюда, создав сильный преподавательский костяк, причем каждый нес традиции своей школы. У нас свой колорит — южный город, поблизости — Северный Кавказ, Калмыкия, Казахстан; понятно, что состав абитуриентов у нас иной, чем в столичных вузах.

Музыканты Трио Рахманинова после концерта

— Да и предметы тоже...

— Ну конечно. У нас, например, открыт бакалавриат «Национальные инструменты народов России»: есть класс казахской домбры, шертера... это наш регион, нам здесь жить, и надо воспитывать свою аудиторию. Сейчас, кстати, впервые открываем при консерватории предпрофессиональную подготовку (вроде ЦМШ в Москве). Есть неувязки в логистике — иным студентам тяжело к нам добраться, но главная проблема — в количестве самих студентов...

— Демографическая яма?

— Не только. Налицо прямое нежелание идти в профессию по причине «непрестижности». Родители, хлебнувшие тягот 90-х годов, хотят видеть своих детей самодостаточными, счастливым, состоятельными... а кто такой музыкант? Сразу вопрос. Посмотрите, какой провал с педагогами сейчас в музыкальных школах. Молодежь не идет, дорабатывают люди пенсионного возраста, а огонька-то у них в глазах нет. Устали…

— А что с наполнением симфонических оркестров?

— Это вообще больной вопрос. Коллективов много, но мы не в состоянии заполнить все ниши. Год на год не приходится — мы каждый раз не знаем, сколько приедет к нам поступающих. А ведь нужна конкурсная ситуация, мы не можем брать по принципу «кто подал заявление, тот и пошел».

— Насколько сам город музыкален?

— Постоянные слушатели есть, но их число надо увеличивать. Делаем ставку на семейные программы из популярной классики, чтобы родители приходили с детьми... но то, что город южный, немного расслабленный, — это чувствуется. Так что тут еще работать и работать. Есть (и это по всей стране) упущенное поколение 90-х, которое сейчас выросло и демонстрирует другие понятия и взгляды на смысл жизни и культуры, а точнее — у них этого понятия почти и нет.

— Но есть вектор в принципе положительный?

— Думаю, да. Еще лет десять назад — только покрасишь консерваторию, сразу на стенах рисуют граффити. А сейчас — нет, город стал чище. То есть пришло ощущение, что город красив, и жалко здесь что-то испортить.

...Юрген Куссмауль, услышав про низкую конкуренцию среди поступающих в Астрахани, отметил, что к нему каждый год просится по тридцать человек, но он может взять только одного.

— В Германии другие образовательные принципы, — резюмирует г-н Куссмауль, — у нас 26 высших музыкальных школ, но ребята выбирают не школу, а педагога. И кстати, среди этих ребят — множество русских. Тем более что в Германии абсолютно бесплатное музобразование. Включая доступ к нотам. Но и у нас все немного начинает портиться: я имею в виду пресловутую американскую систему раздвоения на бакалавриат и магистратуру. Это разрушает музыку. И смешно то, что в Штатах уже хотят это отменить, поняв всю несуразность, а по всему миру это прививается.

— И что может делать в музыке бакалавр-недоучка?

— Это ерунда полная, это так, для галочки. Никто из моих учеников на бакалавриате обучение не заканчивает. Если он захочет сесть в оркестр — все равно придется сдавать туда экзамен. Так что это совершенно лишняя ступень, дискредитирующая искусство. Чем еще это плохо — чтобы сдать на бакалавра, нужно учить массу ненужных предметов...

— Вроде нашего бывшего «научного коммунизма», — шутит Ямпольский, — то есть три года человек занимается ерундой, а два (в магистратуре) учит специальность.

— Не подозревал, что и в Германии есть подобные проблемы...

— Что делать, надо бороться, отстаивая великие музыкальные (и образовательные в том числе) традиции.