МАММ открывает новый сезон ударными проектами

Труд расщепили на атомы

25.09.2014 в 18:15, просмотров: 1990

«Труд — хорошая штука». Так называется центральный проект гала-открытия в Мультимедиа арт музее, который к новому сезону полностью обновил экспозицию. На пяти этажах музея на Остоженке зритель найдет пять премьер, и все же самая ударная — та, что о «хорошей штуке». Она что-то вроде приметы времени, индикатора меняющейся действительности.

МАММ открывает новый сезон ударными проектами

Счастливые доярки, обнимающиеся со своими подопечными. Суровые сталевары на фоне слепящего расплавленного металла. Рабочие, усердно занятые делом. Такие сюжеты найдет зритель на выставке «Труд — хорошая штука». Здесь фото, больше характерные для советского прошлого, нежели настоящего. Это тогда рабочий был героем, каждый знал, что неработающий не должен есть, а соцреализм помогал всем и каждому увериться в своем ежедневном подвиге. Культ труда исчез вместе со Страной Советов, работа стала просто работой, какой там подвиг. Да и потом гастарбайтеры на что? 

Соцреализму, как всему «совковому», после перестройки пришлось нелегко. «Тоталитарное искусство», «идеологическая заказуха», говорили с пренебрежением. Потом появились ностальгия, интерес. А теперь трудовой героизм снова в тренде, что и иллюстрирует выставка в музее на Остоженке. Счастливые доярки существуют, они не погибли под обломками Союза — воочию в этом можно убедиться на втором этаже МАММ. Рядом два радостных снимка: юная доярка в обнимку с телятами (фото 1950-х) и немолодая женщина с поросенком на груди (2010-е). Героини похожи как две капли воды, а счастливая улыбка так и вовсе одна — разница только в возрасте. 

Галерея фотографий героических тружеников самых разных специальностей занимает несколько этажей. Открывают ее, как ни странно, не портреты, а модернистские фотографии механизмов — здесь соседствуют снимки классиков (например Бориса Игнатовича) с современными кадрами. Собственно, вся выставка построена на сопоставлении фото прошлого и настоящего. Идея, впрочем, едина: все профессии нужны, все профессии важны, да и вообще, труд — хорошая штука. За работу!

Естественным продолжением такой концепции становится более детальное рассмотрение темы труда в творчестве отдельно взятых авторов. Зал на первом этаже занимает выставка Аркадия Шайхета — классика советской фотографии, мастера светотеней и композиции. Этот признанный мэтр стоит в одном ряду с Родченко, Игнатовичем и Петрусовым. Шайхет, как и остальные люди искусства своего времени, вынужден был реализовывать лозунг «Страна должна знать своих героев» — и делал это блестяще. Сколько же живописности и геометрии в его снимках пограничников и металлургов — и не передать. Одно слово, мастер.

На другом этаже — проект «Когда из разрушенья творятся токи новых сил…», приуроченный к 60-летию атомной энергетики. Он тоже о труде. Особом труде — опасном. Атомном. В основе выставки работы двух фотографов: Евгения Фадина и Жени Миронова. Фадин — ветеран атомной энергетики — снимает на Калининской АЭС с 1980 года. Его фотолетопись станции показывается впервые. Снимки сделаны в репортажном жанре, так что удивляет в них в первую очередь не техника, а содержание: гигантские реакторы и люди, которые знают, как ими управлять. Проект же молодого автора Жени Миронова, который уже успел засветиться в списке номинантов на премию Кандинского этого года, — концептуальный. Он состоит из двух частей: в первой он сопоставляет кадры живой природы и механики (березового леса и электростанции, ветвей и проводов, цветов и цеховых машин), а во второй показывает процессы, происходящие на атомном уровне. Удивительно, как попадание первого нейтрона в атом похоже на ствол дерева в разрезе, а бомбардировка атомов нейтронами — на россыпь звезд. Каждому видится свое — тут как с облаками. 

Из общей ударно-трудовой концепции выбивается только яркая выставка коллекции зарубежного искусства Филиппа Коэна и тревожная выставка Германа Титова «Лес», где зритель может вместе с автором побродить по заснеженному полю (видео сделано так, что зритель оказывается на месте автора). И задуматься о зыбкости настоящего. А ведь есть о чем.

Стратегический партнер музея: Новатэк