«Она была личность!»

На 80-ом году жизни в Израиле умерла Нина Тимофеева, народная артистка СССР, одна из ярчайших представителей того поколения, которое сейчас называют Золотым веком Большого балета.

Она родилась в Ленинграде, где в 1953 году по классу педагога Натальи Камковой (ученицы А.Я. Вагановой) и закончила Ленинградское хореографическое училище. Уже за год до выпуска дебютировала на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, где успешно исполнила такие знаковые партии как Мирта в «Жизели» и Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Но родным для неё стал всё-таки Большой. На его сцене она танцевала на протяжении 32 лет! Её данные были настолько впечатляющи, что Леонид Лавровский, тогдашний худрук Большого, через 3 года после окончания училища переманил недавнюю выпускницу в Москву. Уже первый сезон в главном театре страны приносит Нине Тимофеевой международный успех. «Девять вызовов Нине» - именно так озаглавила свою статью, посвященную выступлению молодой балерины на первых зарубежных гастролях Большого в Лондоне, газета «Дейли геральд». Тогда в 56-ом на сцене Ковент Гарден она танцевала «Лебединое озеро».

На 80-ом году жизни в Израиле умерла Нина Тимофеева, народная артистка СССР, одна из ярчайших представителей того поколения, которое сейчас называют Золотым веком Большого балета.

Танец её был не просто яркий, страстный и темпераментный. Он был наполнен глубокими чувствами. В современных партиях, которые оказались наиболее запоминающимися в её репертуаре, она стала «греметь» начиная с балета Лавровского «Ночной город». Но самые яркие у неё, это роли драматические. Те, что на её индивидуальность были поставлены Юрием Григоровичем. Они конечно и стали вершиной творчества Нины Тимофеевой: Хозяйка Медной горы в «Каменном цветок», Эгина в «Спартаке», и особенно Мехмене Бану в «Легенде о любви»…

На сцене Большого театра только что прошло возвращение этого балета. Так вот Нина Тимофеева танцевала Мехмене Бану в общей сложности около 70 раз, и это была одна из лучших её ролей. Сейчас не хватает личностей на сцене. Нина Тимофеева такой личностью несомненно была. Одна из лучших учениц Марины Семеновой и Галины Улановой она заставляла не просто восхищаться технической стороной своего таланта, она заставляла зал сопереживать.

В жизни Нина Владимировна была скромным человеком, не выносила атрибутов богемной жизни, светских приемов и шумных компаний, не любила общаться с журналистами. «Наденька следи за мамочкой, она же не от мира сего» - говорила мать балерины своей внучке. Видимо поэтому у танцовщицы не складывалась личная жизнь. Она несколько раз выходила замуж: была в близких отношениях с Олегом Ефремовым, потом возник Георгий Рерберг (оператор таких фильмов как «Зеркало» Тарковского и популярнейших комедий «Здравствуйте, я ваша тетя» и «12 стульев»), в семье которого и родилась её дочь Надя. Отношения, однако, не складывались. И лишь брак с тогдашним директором Большого театра композитором Кириллом Молчановым (отец известного телеведущего Владимира Молчанова) оказался счастливым. Для неё он написал балет «Макбет». Это конечно же одна из последних, крупных работ балерины, в которой так выпукло проявился её необыкновенно талант драматической актрисы. Однако именно этот балет оказался в её жизни трагическим. За 7 минут до начала спектакля Кирилл Молчанов умер сидя в своей ложе, о чем балерина узнала только в перерыве. Тем не менее, на второй акт она все равно вышла на сцену. Чего ей это стоила, знала, наверное, только она одна.

После окончания карьеры танцовщицы Нина Тимофеева была педагогом в Большом театре, а в начале 90-х получила приглашение преподавать в Иерусалиме. Здесь она занялась созданием школы классического балета, которое имеет и другое название - балетная студия «Нина».

«Будучи молодым солистом я как раз вошел в балетный зал, когда были постановочные репетиции балета «Асель», который ставил Виноградов. – вспоминает по телефону о своей первой встречей с танцовщицей в разговоре со мной народный артист СССР Борис Акимов. - И я молодой пришел к такой выдающейся балерине, знаменитой не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Она меня многому научила, что в последствии мне, конечно же, пригодилось. После «Асели» я с ней танцевал очень много Крассов в «Спартаке». У нас был хороший и творческий, и человеческий контакт. Конечно, сегодня трудно сознавать, что её уже нет. Только понимаешь как быстротечно время и что наша жизнь мгновение. Так уж случилось в её жизни, что она покинула родину, но я знаю, поскольку общался с её дочкой очень много, как она всегда интересовалась тем, что происходит в театре. Будучи там, она жила Большим театром. Её интересовало всё, она была в курсе всего. Её творчество – это необыкновенная страница в истории балета Большого театра, в истории балета нашей страны, да и мирового балета. Потому что её очень хорошо знал и любил зритель и за рубежом. Она всегда получала бурю восторгов и оваций во время зарубежных гастролей балета Большого театра. Это трагический для нас день. Уходит целая эпоха и время, в котором мы жили, творили и работали с такими выдающимися артистами и мастерами. А она действительно входила в когорту великих мастеров Большого театра, которые в 60-тые, 70-тые, 80-тые годы украшали его сцену».

Звоним главному редактору журнала «Балет» Валерии Уральской:

«Балерина она была очень интересная, очень темпераментная. Блестящая Мехмене Бану, просто одна из лучших! Потрясающая Эгина в «Спартаке». Когда она уже кончила танцевать, она начала вести класс солистов. Вела его недолго, но так получилось, что однажды, я попала к ней на урок. На меня этот класс произвел очень большое впечатление своей логикой, какой-то балеринской статью всего этого действа. Конечно, она могла бы стать выдающимся педагогом для Большого театра, но в силу обстоятельств не стала им. Насколько я знаю, у неё очень болела мать. По-моему, у неё был рак. И для того чтобы мать вылечить она уехала в Израиль. С собой она взяла свою дочь, которая только окончила хореографическое училище и в то время уже начала танцевать. Мне кажется, там она не прижилась. Как и многие за границей в силу ряда обстоятельств. Израиль вообще не балетная страна и поэтому достичь чего-то интересного как педагогу Нине там, по-видимому, не удалось.

- Она ведь была депутатом Верховного Совета?

- По очереди многие выдающиеся балерины депутатами были. И Бессмертнова тоже. Поскольку культура должна была быть как-то представлена. Но в какой-то особой общественной деятельности она замешана не была. Балерина ведет спектакль за спектаклем, да ещё дочку рожает… Там не до политики было.

- Говорят, что Нина Тимофеева соперничала с Майей Плисецкой?

- Я считаю, что это не правда. Никакого соперничества между этими балеринами не было. Они просто часто выступала в одних и тех же ролях. Не все ведь кто выступает в тех же ролях, соперничают. Они балерины очень разные: Нина балерина очень техничная, очень эмоциональная, очень темпераментная. А Майя с особой магией. С Плисецкой никто не соперничал! Это бессмысленный разговор о соперничестве, когда две такие разные индивидуальности. В своем поколении Нина Тимофеева была одна из самых ярких в силу и техничности своей, и стильности. Она ведь была очень стильной балериной. И главное - большой личностью. Этого в современном балете очень не хватает!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру