Новый обладатель премии Кандинского считает, что мат — вещь терапевтическая

Павел Пепперштейн дал интервью «МК»

В бывшем кинотеатре «Ударник», который готовится переродиться в музей, состоялось вручение Премии Кандинского — негосударственной награды в области современного искусства. В главной номинации «Проект года» (€40 тыс. призовых) победила ироническая серия Павла Пепперштейна «Святая политика». Лучшим молодым художником (€10 тыс. призовых) признан Альберт Солдатов — автор   видео «Бальтус», выражающее протест против сетевой культуры. Приз за научную работу получил известный теоретик искусства, философ Михаил Ямпольский — теперь его книга "Живописный гнозис" будет издана на английском.

Павел Пепперштейн дал интервью «МК»

Победа Павла Пепперштейна — известного художника-концептуалиста, неординарного писателя, сына одного из лидеров «неофициального» искусства Виктора Пивоварова — не стала сюрпризом для арт-сообщества. У него были шансы взять Премию Кандинского еще пять лет назад, когда был номинировал его проект «Город Россия», где он предложил превратить Москву и Петербург в музеи под открытым небом, а между ними основать новую столицу и построить там небоскреб «черный куб», здание-скульптуру «Бабка», «Шар русской духовности» и «Антенну для общения с умершими». Акварельную серию автор дополнил письмом, адресованным Медведеву, Путину и Лужкову — вышел общественный манифест. Проект бурно обсуждался, однако тогда Пепперштейна обошел концептуалист Вадим Захаров, которого тут же пригласили делать проект для российского павильона Венецианской биеннале.

После этого Пепперштейн пять лет не выставлялся в России — живет он в Праге, показывает свои работы в Европе — пока январе 2014 года в галерее «Риджина» не открылась его проект «Святая политика». Здесь автор выступает в роли психоаналитика. Его «пациент» — мальчик, который «желает покончить жизнь самоубийством и создает целый мир существенной целью — чтобы этот мир объявил ему войну и убил его». И вот перед нами просится калейдоскоп неурядиц, порожденных детской травмой: от политического вседержавия до градостроительной политики и проблемы защиты окружающей среды от «цивилизации хищников». Проект Пепперштейна — об игровом сознании политиков, которое, считает автор, не стоит пытаться побороть. Он обошел конкурентов — Ирину Корину (проект "Припев") и Лилия Ли-ми-ян (Masters/Servants). С художественной точки зрения у специалистов не возникнет вопроса почему, однако на голосования, вероятно, было одно «но». Дело в том, что часть в некоторых текстах, которыми снабжены акварели, есть мат, который теперь вне закона. Получается, что серию художника, созданную как минимум за полгода до принятия закона, теперь и увидеть полностью нельзя... По идее. По факту изображения гуляют в свободном доступе в сети.

Сам Пепперштейн — личность почти мифологическая на арт-сцене — не приехал в Москву. «МК» связался с победителем по телефону — Павел сейчас дома, в Праге.

- Поздравляю с победой на Премии Кандинского. Она стала для вас неожиданной?

- Да, не ожидал.

- Уже решили, что сделаете с призовым фондом?

- Нет, честно говоря, еще не успел подумать об этом, я тут приболел немного.

- Премьера выставки состоялась до вступления в силу «закона о мате», под который теперь подпадают и несколько акварелей из «Святой политики». Как вы относитесь к этому закону?

- Я считаю, что мат — вещь терапевтическая. Может быть, закон еще отменят. Но для меня не так важен мат, можно и без него обойтись. Это не принципиально для меня.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26698 от 13 декабря 2014

Заголовок в газете: Победила «Святая политика»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру