"Возвращение" перешло в формат краудфандинга

Без анонсов и афиш на четыре концерта фестиваля уже раскуплены все билеты

...Есть множество культурных смотров, существующих лишь по принципу «отвалили денег — будем проводить»; а вот настоящий музыкальный праздник января, — фестиваль «Возвращение» (уже 18-й по счету с 1998 года), — держится на плаву вопреки коммерческим обстоятельствам, умудряясь даже в кризис нести людям настоящее и безумно интересное искусство. Причем, камерное. Обычно на форумах играется один и тот же набор произведений, закамуфлированный якобы под какую-то «идею». На «Возвращении» всё серьезно и без обмана: каждый концерт тянет на музыковедческое исследование, — взять хотя бы нынешнюю тему суицидов, — а по сему за 18 лет у феста давно сформировался свой зритель, число которого превосходит количество кресел в Рахманиновском зале.

Без анонсов и афиш на четыре концерта фестиваля уже раскуплены все билеты
Фотография предоставлена пресс-службой

Историю «Возвращения» в сотый раз повторять не будем: форум, некогда возникший (благодаря усилиям Дмитрия Булгакова и Романа Минца) как рождественский уикэнд резидентов (российских музыкантов, делающих карьеру за рубежом), постепенно обрел серьезный международный масштаб, когда — в лоне камерного музицирования — решаются куда более серьезные и интересные проблемы... Сейчас вовсю идет подготовка — допечатывается подробный буклет, музыканты съезжаются в Москву, — а мы беседуем с одним из главных организаторов — г-ном Булгаковым, известным гобоистом:

— Дмитрий, что у вас в этом году случилось со спонсорами? Все отпали?

— Нас, как и во все последние годы, поддержала Московская филармония, благодаря чему мы получили Рахманиновский зал (Малый находится на реконструкции); поддержала еще одна известная концертная организация. Но... из-за кризиса мы лишились других партнеров. Скажу честно: находить деньги на некоммерческие, а уж тем более на камерные, культурные проекты стало совсем сложно. Поэтому мы и прибегли к неплохой, на мой взгляд, идее краудфандинга, когда люди, сочувствующие нам, добровольно и с удовольствием жертвуют деньги на фестиваль, который существует много лет. Прежде мы денег вот так не просили, полагая, что есть проекты, нуждающиеся в средствах куда больше нашего. А теперь сами оказались в таком положении. И я рад, что в активном режиме мы собрали заявленные 400 000 рублей, и даже чуть больше... все это благодаря, в том числе, видеообращениям, которые записывали Леонид Десятников, Алла Сигалова, Артур Смольянинов, Татьяна Друбич.

— Почему мы столь подробно говорим о поиске средств: это примета времени, безденежье сейчас может ожидать очень многие культурные начинания...

— Совершенно верно; а потому — это очень правильная история, что мы сами помогаем друг другу выжить. Вот и получаются хорошие фестивали, концерты; издаются книги.

— Традиционно у вас будет четыре концерта (с 6-го по 12-е января)...

— Уже афишы висят по городу, но еще неделю назад, не имея ни афиш, ни анонсов, билетов в кассах почти уже не было. Это говорит о том, что нам доверяют, причем, вслепую: раз «Возвращение» — значит, пустых, неинтересных концертов не будет.

— Такое ощущение, что к вам идут не просто «банально музыку послушать — и всё равно где: здесь или там», — сейчас люди очень чутки к подтекстам, новым потаенным смыслам, — и это ощущение новизны вы, безусловно, даете, не говоря уж о правильной камерной традиции — когда музыканты играют не просто с удовольствием, а с гигантским желанием познать себя в новом материале...

— Тут есть два момента: во-первых, к нам приезжают солисты, которых вы в Москве только раз в год и услышите (а так они живут и музицируют на Западе); а во-вторых, мы всегда играем что-то новое — ни одно произведение на наших фестивалях не повторялось. Также не повторяется и ТЕМАТИЗМ концертов. Из чего можно сделать вывод о серьезном отношении к публике с нашей стороны. Что до скрытых подтекстов и вопросов, — мы их ставим, но не даем ответов, оставляя повод для глубоких размышлений.

...Итак, 6-го января «Возвращение» откроется концертом «Шостакович», на котором, впрочем, произведений самого Шостаковича вы не услышите, зато неожиданно узнаете Прелюдию и фугу соль минор из Второго тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха, затем «Песни для странствующего подмастерья» Малера... а после них — Мечислав Вайнберг (1919 — 1996), Эдисон Денисов, Шнитке, Уствольская, Свиридов!

— Это уже не в первый раз встречается такая история, — продолжает Дмитрий свой рассказ, — когда мы посвящаем концерт какому-то композитору, при этом его собственных опусов совершенно не играем. Бах, Малер — эта музыка, сформировавшая мировоззрение Дмитрия Дмитриевича; а Шнитке, Уствольская, Свиридов — люди, в свою очередь, испытавшие влияние уже самого Шостаковича.

— Странен в этой связке Свиридов...

— Да, он очень неожиданен, очень неоднозначен; играем его Квинтет (1945/55) для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Невероятно сильное музыкальное открытие для нас на нынешнем фестивале... всё это, между тем, мир Шостаковича, который и предстанет во всех красках 6 января.

— Особый концерт «Автоцитаты» 8-го января: это ж надо быть музыковедом, чтобы...

— Сейчас объясню. Композиторы, как известно, очень любили себя же цитировать в более поздних произведениях. Обычно эти цитаты прослеживаются в музыке симфонической и, разумеется, оперной. В камерной — не так много автоцитат, но кое-что мы наши.

Здесь прозвучит Квинтет до мажор Николая Метнера, «Агнец. Тигр» на стихи Уильяма Блейка английского композитора Джона Тавенера (1944 — 2013), Трио для скрипки, виолончели и фортепиано американского классика Чарлза Айвза, а также состоится российская премьера вокального цикла для сопрано, контратенора и инструментального ансамбля молодого композитора Елены Лангер (живет в Лондоне).

— Как видите, музыка очень разнообразная, включая сюда и вариации Бетховена. А чтобы люди поняли — откуда цитата взята и где именно она прозвучала, — для этого существует буклет, который мы кропотливо готовим со всей серьезностью: там раскрывается суть и смысл наших задумок по каждому произведению. Вот, кстати, в музыке Елены Лангер цитируется ее же вещь, написанная 15 лет назад к одному из первых наших фестивалей.

— Третий концерт — немного страшноватый... «Эффект Вертера»: суицидальная тематика.

— Часто темы рождаются именно из музыки, а не наоборот. Так вот выяснилось, что композиторы совершенно разных эпох (от Дауленда до Орнштейна) задумывались над темой самоубийства...

— Музыкально или физически?

— Нет-нет, мы здесь брали не «историю болезни» самих композиторов, а просто тему, которая их интересовала как тема. Программа очень яркая: Третий квартет Брамса и вариации для флейты и фортепиано Шуберта; «Нет могилы горю» Россетера и «Приди, тяжкий сон» Дауленда; «Быть или не быть» Анри Томази и «Самоубийство в самолете» Льва Орнштейна (годы жизни композитора: 1893 — 2002). Впервые выступит Ансамбль Дмитрия Покровского, который исполнит русские народные песни и городские романсы, связанные с темой суицида.

...Ну а 12-го — любимый всеми «Концерт по заявкам», когда музыканты, дружественные «Возвращению», объявляют о своем желании сыграть то или иное произведение. Так вот сейчас очередь на эти «хотения» доросла уже до 20-го фестиваля.

— Итак, это тот самый концерт, в котором исполняются самые заветные желания наших солистов, — подытоживает Булгаков, — они играют, что хотят. Прозвучат септет Камиля Сен-Санса, Spinning a Yarn для скрипки и колесной лиры Добринки Табаковой, секстет Лео Смита, и многие другие изумительные вещи. Особенно хочется сказать о произведении Amao omi (то есть «Война бессмысленна») Гии Канчели: в оригинале она написана для четырех саксофонов и хора, а на «Возвращении» даем премьеру новой версии, которую сделал молодой (1980 г.р.) композитор Кузьма Бодров, и с хором выступят уже иные солисты — саксофон, гобой, альт, виолончель. Гия нас очень поддержал, помог; Канчели получал все наши материалы во время репетиций, корректировал, вносил правки... отнесся к концерту очень трепетно. Эта вещь завершит фестиваль.

...Осталось лишь назвать некоторых участников форума: среди дебютантов это — скрипачка Алиса Маргулис, котратенор Уильям Тауэрс, пианистка Ингрид Флитер, виолончелисты Анастасия Кобекина и Петр Кондрашин, Ансамбль Дмитрия Покровского, Камерный хор Колледжа имени Гнесиных. Из «основного состава» — руководители «Возвращения» Роман Минц и Дмитрий Булгаков, а также пианисты Яков Кацнельсон, Ксения Башмет, Екатерина Апекишева, Александр Кобрин, виолончелист Борис Андрианов, скрипачки Алена Баева и Ася Соршнева, альтисты Сергей Полтавский и Тимур Якубов, гитарист Дмитрий Илларионов, вокальный ансамбль Intrada...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру