Юрий Мамлеев уехал в США в 1974 году, оставив советским гражданам странные рассказы о… странных наклонностях советских граждан. Он преподавал в университетах в западном полушарии, затем вернулся в восточное – во Францию, где преподавал русский язык. В новом веке Мамлеев уже надолго задерживался в России, а его рассказы и повести стали часто публиковаться в нашей стране.
В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. В Парижском литературном журнале 1986 году известный исследователь русской литературы Жак Катто, писал о Мамлееве, как о наследнике Гоголя и Достоевского.
Но на этот раз Мамлеев удивил стихами. Автор, которому крепко за 80 лет, впервые не постеснялся своих рифм, издав их в книге «Невиданная быль».
Сборник состоит из пяти частей. Каждый раздел открывается известным прозаическим текстом автора, за которым следует блок стихов, написанных от лица героев произведения.
На презентации книги астролог и писатель Павел Глоба поведал такую быль: «В начале 90-х мы с Юрием Мамлеевым совершили своеобразный обмен: я составил ему гороскоп, а он мне дал ряд пророчеств, которые сбываются раз за разом на наших глазах. И доказывают, что мир еще более фантастичен, чем кажется».
Юрий Витальевич Мамлеев сказал о своём поэтическом творчестве просто: «Многие мои стихи основаны на ощущении хрупкости земной жизни, её временности, её способности переходить в иные состояния. Почти всегда я пишу и о тайной встрече с тем, чей образ скрыт от нас: о встрече с Богом».
Стихи у Мамлеева не менее странные, чем знаменитый в перестроечные времена рассказ о девочке, которая просила у незнакомцев отрезать и утопить ее голову. Например, такие:
Покойник смотрит волком:
На улице темно.
Соседи ставят ёлку,
Но детям всё равно.
Или вот такие:
Небо бессмертия движется к нам.
Боже, храни нашу суть.
Мир исчезает, как лёгкий туман.
И отступает жуть.
Есть и злободневное:
Поезд мчится в даль ночную,
По Руси идёт огонь…
Только бездну роковую
От себя мы отведём!
Многие считают, что писатель Мамлеев – это Писатель с большой буквы П. А поэт он средний. Ну и пусть так считают. А у поэта Евгения Рейна мнение иное. С выходом нового поэтического сборника легенду советской и российской литературы поздравили и Рейн, и Дмитрий Глуховский, и Александр Проханов, и многие другие мэтры отечественной литературы.