Стартовал фестиваль «Мода и стиль в фотографии»

Красоту загнали в угол

12.02.2015 в 16:14, просмотров: 6007

В день старта биеннале «Мода и стиль в фотографии» в Мультимедиа арт музее на Остоженке публики собралось видимо-невидимо. Охрана бдительно проверила каждого, ведь на открытие приехали зампредседателя Правительства РФ Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский и глава столичного Департамента культуры Сергей Капков. Зрителей ждало сразу несколько премьер, самая стильная из которых посвящена блистательной балерине Светлане Захаровой. «МК» побывал на открытии и узнал, какие сюрпризы готовит фестиваль, который продлится вплоть до 28 июня.

Стартовал фестиваль «Мода и стиль в фотографии»
фото: Мария Москвичева

– Я пришел ради открытия выставки о Светлане Захаровой, – признался Сергей Капков. – Это великолепное существо, которое боготворят поэты и художники. И нужно помнить, что Большой театр – это не просто здание с колоннами, а люди, которым там служат. Надеюсь, за эту институцию нам больше никогда не будет стыдно.

Собравшие на открытие зрители, среди которых оказалось немало танцоров ГБТ, согласны со столичным министром и надеются, что у общественности будет больше поводов говорить о достижениях театра, нежели об интригах, сыгравших столь злую шутку с Сергеем Филиным несколько лет назад. Впрочем, это отнюдь не значит, что показываться нам будет только глянцевая красота артистов Большого, и проект фэшн-фотографа, участника звездной арт-группы АЕС+Ф Владимира Фридкеса «Светлана Захарова. Стоп-кадр» – тому доказательство. Звезда мировой балета предстает в его черно-белой фотосессии в двух разных образах. Первый – сценический: Захарова танцует в черном шелковом платье, камера ловит ее в самых невероятных позах, создавая впечатление, что перед нами какая-то загадочная черная птица, блистающая своим темным оперением. Второй – более естественный, психологический: Захарова в обычном черном трико забилась в углу, на фоне грубой, шероховатой поверхности. На одних кадрах она демонстрирует великолепную пластику, на других – просто сидит, обнажая свои мозолистые ноги, обычно скрытые пуантами. Мастерство, легкость, изящность дается большим трудом – сразу становится понятно по этим снимках. Сценическая, срежиссированная красота прима-балерины противостоит и в тоже время дополняется ее естественностью, обаянием и ее невероятной силой. Эта выставка как нельзя лучше иллюстрирует тему биеннале – «Между реальным и воображаемым».

Иная естественная красота открывается зрителю на выставке Робера Дуано, легендарного французского фотографа, начавшего свою карьеру еще в 1930-х годах. Дуано – мастер жанровой фотографии, звезда середины ХХ столетия, создатель невероятно лирического образа Парижа и его обитателей. «Ни один кинорежиссер не способен воссоздать те неожиданности, что встречаются на улице», – поговаривал Дуано и систематично доказывал свою идею потрясающими романтическими снимками, среди которых самый знаменитый – «Поцелуй на площади Отель-де-Виль» (он разошелся многомиллионными тиражами в открытках и постерах).

Еще одна премьерная выставка в МАММ не входит число проектов биеннале, однако перекликается со снимками Дуано. Проект «Россия. ХХ век в фотографиях. 1946-1964» хронологически почти сопвадает с кадрами, представленными на выставке французского мэтра. Это фотолетопись России, составленная из снимков классиков – Дмитрия Бальтерманца, Льва Бородулина, Всеволода Тарасевича, Виктора Ахломова – и менее известных фоторепортеров – Михаила Грачева, Анатолия Морозова, Николая Волкова и многих других. Здесь обнаруживаются фото, зафиксировавшие вехи истории (как, допустим, выступление Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС), знаковые культурные события (установка памятника Маяковскому), портреты гениев своего времени (например, Дмитрия Шостаковича) и жителей разных городов страны, от Крыма до Владивостока, пейжази необъятной страны… Этот коллективный портрет на фоне времени будет позже показан в 30 городах России, фотолетопись также доступна на сайте проекта, получившего финансирование Минкультуры РФ.

Финальный штрих премьерного дня – концептуальный проект «Ничто не совершенно» Дмитрия Булныгина, где автор представляет необычные фотонатюрморты и видеоработы с социальным подтекстом. Среди них особенно выделяется видео-инсталляция в виде аквариума, представляющим собой, по мнению Ольги Свибловой, метафору процессов, происходящих сегодня с бизнесом в России. Чем меньше воды в аквариуме, тем сложнее выжить рыбам, а вода постоянно убывает, пока не исчезает полностью… Даже ботаника бывает злободневной, даже «растительная красота» бывает несовершенной, особенно, если рассказывает о человеке…

Итак, старт биеннале «Мода и стиль в фотографии» дан – продолжение обещает быть еще более интригующим. В основной программе – более 30 выставок зарубежных и российских фотографов, которые пройдут не только в МАММ, но и в Манеже, Московский музей современного искусства и Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА». Специальная и параллельная программы биеннале охватят десятки площадок, где покажут более 40 выставочных проектов, а также проведут серию концертов и мастер-классов для детей.

Среди самых ожидаемых премьер – выставка Альберта Уотсона, автора легендарных портретов Майкла Джексона, Энди Уорхола, Джони Деппа, Наоми Кэмпбэл и Стива Джобса; ретроспектива Дэвида Лашапеля, получившего мировую известность благодаря фотографиям в ироническом стиле «сюрреалистического гламура» и видеоклипам таких поп-звезд, как Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристина Агилера; а также проект создателя «живых картин», последователя демонического Фрэнсиса Бэкона, Мишеля Платника. Среди российских авторов будет много молодых и перспективных. Например, Иван Лунгин, сын известного режиссера, который представит проект «Exodus», выпускники школы Родченко – Альберт Солдатов, Ольга Изаксон, Игорь Самолет и Лилия Ли-ми-ян. Не обойдется и без модных фотоссесий: в планах МАММ – показ множества съемок с фэнш-показов, как российских, так и зарубежных. Зрителю же предстоит найти близкую своему сердцу красоту – между миром реальным и воображаемым.

00:53