Редкий театр начинается с "Гвоздика"

Тереза Дурова: «У нас в стране до сих пор участие в детских спектаклях — это тавро плохого актера»

...В минувший понедельник в театральном центре «На Страстном» прошла яркая (местами даже с неформальной лексикой) церемония вручения (кстати, уже 13-я со дня основания) авторитетной премии СТД «Гвоздь сезона». Собственно, главным «Гвоздем» был по праву объявлен спектакль «Кант» Театра им. Маяковского, а кроме него хрустальные статуэтки получили Мастерская Петра Фоменко за «Фантазии Фарятьева», театр Станиславского и Немировича-Данченко за «Аиду», РАМТ за «Цветы для Элджернона»... Впервые «хрустальный гвоздик» получил и детский театр — а именно Театриум на Серпуховке за блестящую постановку Терезы Дуровой «Принц и нищий».

Тереза Дурова: «У нас в стране до сих пор участие в детских спектаклях — это тавро плохого актера»

С Терезой Ганнибаловной мы решили поговорить о современных «болевых точках» театра для детей как такового...

— Время летит стремительно, — вы, как режиссер, ощущаете, что за ним всё сложнее угнаться?

— Нет, поспевать надо, конечно; главное в этом беге не подскользнуться, — говорит г-жа Дурова, — надо под ноги внимательно смотреть. Публика только-только начинает принимать наш театр как данность, — я имею ввиду семейного зрителя. Мы ж не работаем только на детскую аудиторию...

— Да, это ваша давнишняя позиция.

— То есть задача стоит, чтобы родителям вместе с ребенком было комфортно смотреть, и чтобы дети ничего в этом спектакле не боялись... то есть определенные границы мы не должны переходить. А что до веяний времени... Разумеется, за постановочными технологиями мы должны очень следить...

— Что и было продемонстрировано «в полный рост» на недавней премьере «Маугли» — невероятные интерактивные экраны и много-много чего...

— Конечно, ведь ребенок видит это и в кино, и на компьютере, так что стоять мы здесь не можем ни в коем случае. Плюс развиваются технологии работы актера: сейчас публика другая — ей интереснее присутствовать внутри спектакля, а не смотреть как отстраненный зритель. А что касается тем... мы уже поняли, что это не играет большой роли. Если режиссер может ответить себе на вопрос «Зачем? Что зритель вынесет со спектакля?», то и проблем никаких нет. У меня в последнее время, как вы могли заметить, традиционные названия, но... эти названия мы «решаем» современными методами. В классике всё есть: и темы для разговора с родителями, и темы для разговора с детьми.

— Также важнейший «мостик в детство» — это ваш живой оркестр, общая музыкальная направленность, песни...

— А это вообще само собой разумеющееся, это их язык.

— У меня есть два вопроса, и они родились после нескольких последних «Гаврошей», когда мы впервые смогли довольно глубоко познакомиться с детским театром разных европейских стран, в частности, Дании. Что мы видим? Вот собираются два-три-четыре артиста и... буквально «на пальцах» создают театр — минимум декораций, максимум самоотдачи и обаяния... возможно ли возникновение подобной культуры в России?

— Маленькие театры все-таки есть. Можно вспомнить, например, Театр вкуса. Ребята собрались и сделали из ничего прекрасный театр. И эта история постепенно будет продолжаться. Почему сейчас этого нет в большом объеме?.. Тут есть момент престижа. Мы же очень любим большие машины, чтобы о нас, не дай бог, соседи не подумали, что у нас нет денег. Ну представьте, вы соберетесь втроем и будете показывать какие-то зарисовки по школам. И что вы скажете коллегам? «Работаю по школам»? У нас же традиционно театр для детей — это тавро плохих актеров. Увы.

— Мол, какие-то шаромыжники, которые не пойми чем занимаются...

— Ну да, «их никто никуда не берет, вот они там что-то делают для детей, выступают, — есть такое «ужасное» слово». Так что эта волна псевдопрестижа не скоро еще сойдет. Но когда-нибудь, повторяю, малые детские труппы обязательно появятся.

— И еще. Западные спектакли очень часто плохо заканчиваются. Для России же традиционен хэппи-энд. Можно вспомнить датский спектакль «Девочка со спичками», в начале которого девочка замерзла на улице, а дальше актеры ходят по залу и спрашивают — «А почему она замерзла? Не потому ли, что вы были равнодушны?». Подобный подход тоже не станет нашей традицией?

— Мы привыкли (и это в нашей природе) — развлекать детей, нежели с ними разговаривать на какие-то серьезные темы. Мы этих тем немножко побаиваемся, не доверяем. Может быть, правильно делаем. Не знаю. Эта разница в подходах — не хорошо, и не плохо. Мы такие, а они другие. Ну и что? В нашей культуре этого нет. В их культуре это есть. И лучше мы будем приглашать европейские театры к себе, чем делать плохие кальки с их спектаклей. У них это получается естественно, а у нас получится натужено как фига в кармане.

— Как вы считаете, какой возраст в детском театре (если брать от 0 до 18) у нас сейчас более всего «провисает»?

— Мне трудно судить, потому что у меня в театре сидит очень разновозрастная публика. Сейчас непонятно что делать с детьми вообще: потому что 3-летний малыш будет стоять, не шелохнувшись, в центральном проходе, открыв рот весь спектакль; в то же время придет 10-ти или 15-летний парень, будет крутиться весь спектакль, играть на планшете и отвечать на смски... внимание его взять невозможно. Всё немножко непредсказуемо и странно. Но по большому счету у меня никаких «провисаний» нет: ибо на малой сцене у нас идут спектакли от нуля (0+)... кстати, они совершенно невыгодны для меня как для директора театра. С коммерческой точки зрения — они «нулевые»: сколько потратили — столько и выручили. Но мы не можем их не играть! Потому что так мы готовим своего будущего зрителя, не говоря уж о том, что это потрясающая практика для актера...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру