Самую длинную георгиевскую ленточку натянули в московской школе "Класс-Центр"

Сергей Казарновский:"Рассказывать про то, что пережили и чувствовали на войне, бессмысленно"

 Георгиевская ленточка длиной, наверное, метров 700 протянута через весь забор по периметру школы номер 686, больше известной в Москве как "Класс-Центр", Сергея Казарновского. Ее натягивали всем ученическим миром - с 1-го класса по 11-й. И эта коллективная акция стала финальной точкой концерта в честь Дня Победы - называлась она Послевоенная танцплощадка. Здесь как всегда - нестандартный подход к теме, которая для многих образовательных ( и не только ) учреждений стала общим местом. Нет, в школе Казарновского все не так.

Сергей Казарновский:"Рассказывать про то, что пережили и чувствовали на войне, бессмысленно"
Фото: предоставлено автором

В театральном зале на четвертом этаже, где все началось еще с утра, я вхожу на песне "Щерс идет под знаменем, красный командир". Малышня задорно поет про "кровь на рукаве" и "след кровавый", что стелется за Щерсом по сырой траве. Выводят старательно, руководитель хора, стройная блондинка, дирижирует им руками Не успели допеть, как напротив встает класс постарше и запевает: "А ну ка песню нам пропой веселый ветер". Каждый класс ( а их порядка 20-ти) - это хор и размещены они на стульях и физкультурных низких скамеечках по периметру зала друг напротив друга. В углу небольшой оркестрик, в котором зажигает аккордеонист. Кстати, состав очень интересный.

Фото: предоставлено автором

Сам директор Казарновский, может, пару раз выйдет к микрофону - но без пафосных речей про величие Дня и прочими бездушными от частоты бездумного употребления словами, а чтобы прочитать стихотворение Семена Гудзенко о войне, которое потрясло его, мальчишку, еще в детстве. От него и сейчас мурашки по коже - от той простой и страшной правды, которую никто из ныне поющих и представить не может - ни в мыслях, ни в гламурном кино про войнушку, а не войну.

Когда на смерть идут, -поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою,

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг,

И почернел от пыли минной.

Разрыв - и умирает друг,

И, значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота...

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв - и лейтенант хрипит,

И смерть опять проходит мимо...

А, во-вторых, чтобы сказать: "Пойте вместе с нами. Выходите к микрофону и пойте что хотите. Танцуйте с нами - вот танцплощадка" . И сам тут же приглашает учительницу на тур вальса. Скажите, кто сейчас просто так танцует вальс, если это не конкурс бальников? А в Класс-Центре вальс начинает пара второклассников - она в желтом летнем платьице, как бабочка-капустница, у ее партнера - белый верх/ черный низ. Кружатся не как бальники с напряженными спинами, а трогательно-неловко - дети же.

Фото: предоставлено автором

Самое главное - никаких речей, от которых за месяц "победной долбежки" все изрядно подустали и разочаровались даже. Только песни... Разные... Разных лет и ...прекрасные - время только их подтвердило их категорию - классика, шлягер.

Девчушка лет десяти подходит к микрофону и высоким голосом выводит : " Там где клен шуми-и-т, над речной волной, говорили мы, о любви-и-и-и с то-о-бой. Пожелтел тот клен, в поле бродит мгла. А любовь как сон, стороно-о-й про-о-шла..." Она же это еще не прожила? Что может понимать про то, как "поросло травой место на-а-ших встреч"?

А на экране за ее спиной - "Иваново детство" Тарковского с самым романтичным эпизодом - поцелуй капитана и Катюши: она зависла в его руках над овражком. Безвольный стройные женские ножки в тяжелых сапогах. И голос Василисы ( так зовут солистку) - "поросло травой, по-ро-сло тра-вой, поросло травой место на-а-ших встреч".

Экран работает не иллюстративно. Военная хроника, мирное время - жизнь вобщем. В то числе и тех, ради кого полегли в родной и чужой земле совсем незнакомые люди, или родные. Их фотографии - на выставке на первом этаже. А на экране ученики школы рассказывают о самых радостных и счастливых моментах своей небольшой жизни. Как папа приезжал из командировки и клал в ноги спящего сына машинки. Как родились брат или сестра. Как нравится одна девочка из класса и она про это знает. Было бы ли это без 9 Мая 1945 года? Без нашей победы? Без слез? Вопрос вопросов.

-Потому, потому что мы пилоты

небо наш, небо наш родимый дом

Первым делом, первым делом самолеты.

Ну а девушки? А девушки потом.

Маленький, в гимнастерке и сапогах солист. Класс , наверное, четвертый. Голос еще не сломался - чистый. И то, что "девушки потом" - верю безоговорочно. А аккордеонист, взрослый и очень популярный ведущий телепроекта "Играй баян" Валерий Семин начинает "Бьется в тесной печурке огонь. На поленьях смола как слеза..." Подхватывает другой баян - очень немолодой, большой человек. Его жизнь - из сегодняшней войны, что идет на Донбасе. Он - музыкант и педагог, учил детей музыке. Надеялся пережить бойню в родном городе, но там - ад. И полгода назад Московские родственники вывезли его из-под бомбежек. В Класс-Центре у него один внук учится, другой уже закончил. Это его первое публичное выступление и он знает о чем военные песни.

После того как все оторвались в твисте под сумасшедшую песню Арно Бабаджаняна "Лучший город земли" (Ты никогда не бывал, в этом городе светлом, над печальной рекой, не бродил до зари. С друзьями ты не бродил по широким проспектам...") и все высыпали на улицу натягивать 700-метровую георгиевскую ленточку я спросила Сергея Казарновского и про знаки, символы победы и как сделать так, чтобы Память не убивал память и инструкции Минобраза?

- Мы каждый год делаем разные программы. Исходим из того, что мы же не мозгами понимать должны про память, войну, а чувствами. Рассказывать про то, что пережили и чувствовали на войне бессмысленно. А когда мы поем то, что пели они, мы как будто проживаем вместе с ними. В песнях заложен определенный ритм и время. И мы поем тоже самое что они. И чувствуем то же, что они. Значит и мы это прожили. А еще мы говорим про то, что жизнь идет дальше.

- Хорошая идея с Георгиевской лентой вокруг школы. Сильный символ получился.

- Я давно придумал эту историю, лет 10 назад, и каждый год мы это делаем, тогда Георгиевская ленточка называлась по-другому. Это по сути такой экшн: каждый принимает участия. Сейчас появляются другие знаки, но я уверен, что знаки существуют внутри нас. 

Гости парада Победы в Москве

Гости парада Победы в Москве

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру