На Каннском фестивале лидирует фильм о лесбийской любви

А в павильоне России показали фильм про Донбасс

В Российском павильоне, который работает в дни 68-го Каннского кинофестиваля, каждый день представляют новые проекты наших режиссеров, в том числе и начинающих. Среди них — народ разнообразный, а иногда не то чтобы ушлый, но авантюрный. Иначе фильм про Донбасс не оказался бы в центре внимания.

А в павильоне России показали фильм про Донбасс
Кадр из к/ф "Кэрол" Тедда Хейнса

Представляли DVD-альманах российских короткометражек, куда вошли работы учеников Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете — хороших, серьезных ребят. Им, конечно, повезло с мастером. Но складывается ощущение, что у себя на родине они не очень-то и нужны. Ребята рассказывали, что в Нальчике и на Кавказе вообще людьми часто движет страх и безразличие. Они бояться идти на контакт, стоит только подвергнуть хоть малейшему сомнению национальные качества их народа. Высмеивать пороки практически невозможно. Студент Олег Хамоков привел слова Генри Форда о том, что, если бы он спрашивал у людей, что им нужно, они бы до сих пор ездили на повозках.

Инициаторы приезда студентов на Каннский фестиваль обращались к руководству республики за содействием, не столько материальным, сколько информационным, и не получили никакого ответа. Поддержал молодых земляков местный бизнесмен, некогда руководивший республикой. Работать им трудно. Приходится снимать в квартирах родственников, искать людей, готовых быть актерами бесплатно. Кто-то снимал в селе своей бабушки и предположить не мог, что окажется на Каннском кинофестивале. А кто-то только на это и рассчитывал. Но это уже не ученик Сокурова.

Двадцатилетний Илья Новодворский, представившийся студентом философского факультета МГУ, на собственные средства отправился вместе с другом Ильей Кутузовым в Донбасс. Для чего? Чтобы увидеть своими глазами то, что там происходит. Пробыли там пять дней, а потом отснятый материал использовали в своем первом фильме «Здесь живут люди». Профессионального кинообразования у ребят нет. В сущности, так снять мог кто угодно. Но вот оказался ли бы в Каннах?!

Кадр из к/ф "Здесь живут люди" Ильи Новодворского и Ильи Кутузова.

Илья скажет: «Мы снимали правду. На Украине живут наши братья. Фильм у нас не политический, и он должен всех нас объединить. Снимали мы в селе Степановка, большая часть населения которого говорит на украинском языке, а 80 процентов зданий разрушено. У нас не было аккредитации, и из-за этого возникали проблемы. Но когда люди узнавали, что мы студенты из Москвы, а не журналисты, успокаивались. Мы ехали на войну, не понимая, что там увидим». В кадре помимо ребенка, юной балерины и еще нескольких представителей мирного населения в основном говорят военные. Один из них скажет про украинцев: «Они свою землю бомбят».

Наша история не дает покоя и американским кинематографистам. Режиссер и продюсер комедийного сериала «Veep», известного у нас как «Вице-президент», Армандо Ианнуччи намерен в 2016-м экранизировать графический роман Фабьена Нюри «Смерть Сталина». Сценарий и режиссуру он берет на себя. События первоисточника и, соответственно, фильма датируются 1953 годом, когда советский вождь умер, а в обезглавленных верхах развернулась борьба за власть. Это будет англоязычный проект с участием французских продюсеров. Кто сыграет главную роль, пока не афишируется.

Что же касается конкурсной программы, то пока в рейтингах критиков лидирует американская картина «Кэрол» Тедда Хейнса о лесбийской любви. А вот его земляк Гас Ван Сент (оба они из Портленда) плетется в самом хвосте с картиной «Море деревьев». И это обладатель «Золотой пальмовой ветви» 2002 года, обошедший на пьедестале «Догвилль» Ларса фон Триера.

Картина Ван Сента набрала 0,6 баллов, тогда как «Кэрол» — 3,5. Неплохой результат — 2,3 балла у французской ленты «Закон рынка» Стефана Бризе, рассказывающей о среднестатистическом французе, нашедшем после долгих поисков работу в супермаркете. У него и дома полно проблем. Он заботится о сыне, страдающем ДЦП, ведет монотонную, унылую жизнь, лишенную радостей. Став охранником в супермаркете, он вынужден сдавать руководству и полиции тех, кто пытался что-то вынести из магазина, украсть. Причем это касается коллег, персонала. Одна из сотрудниц с 20-летним стажем от позора и переживаний покончит жизнь самоубийством. Главную роль сыграл блестящий французский актер Венсан Линдон. Только на первый взгляд кажется, что его герой лишен эмоций. Финал остается открытым: уходит он с работы вообще или только заканчивает очередной рабочий день, чтобы завтра вновь заступить на трудовую вахту, наплевав на морально-этические переживания. Картина Бризе сделана лаконично и скупо, напоминает хронику или даже видеозаписи, которые ведутся в супермаркете, когда камера следит за каждым покупателем.

Кто получит в итоге «Золотую пальмовую ветвь», пока сказать сложно. Но ее уже изготовили из цельного золота в 18 карат, добытого в шахтах Колумбии. Об этом рассказал один из фильмов программы «Каннская классика». Когда-то ветвь была из позолоченной меди, затем — из позолоченного серебра. А теперь это золото.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26813 от 20 мая 2015

Заголовок в газете: Из Донбасса в Канны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру