Главный приз ММКФ получила болгарская картина «Лузеры» о напряженной жизни подростков

На закрытии 37-го Московского кинофестиваля Никита Михалков признался в том, что поцеловал руку Феллини

26.06.2015 в 21:37, просмотров: 4634

Завершился 37-й Московский международный кинофестиваль. Жюри во главе с классиком французского кино Жан-Жаком Анно главную награду присудило фильму «Лузеры» болгарского режиссера Ивайло Христова.

Главный приз ММКФ получила болгарская картина «Лузеры» о напряженной жизни подростков
Фото: кадр из фильма "Лузеры"

 

Началась торжественная церемония с кадров из фильма Сергей Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Именно он был когда-то председателем жюри самого первого ММКФ. Такая прелюдия не была случайной. Развязка последовала в конце торжественного награждения, когда вручили приз за вклад в мировой кинематограф Жан-Жаку Анно. На протяжении всего фестиваля он не уставал повторять, как ценит советское кино.

Анно вручал и главный приз ММКФ «Золотой Св. Георгий», который жюри присудило картине «Лузеры», рассказывающей о напряженной жизни подростков. В ответном слове режиссер Ивайло Христов напомнил известное болгарское выражение: пусть тебе повезет, и ты пойдешь, как по воде. «Мы шли по Арбату в день показа нашего фильма и попали под ливень. Один из наших актеров сказал: «Как много воды. Это к счастью». Но того, что ёе окажется так много, я не ожидал».

«Серебряного Георгия» за лучшую режиссерскую работу вручили датскому режиссеру Фредерикке Аспек за картину «Росита» о жизни в небольшом рыбацком городке, где почти нет женщин, и мужчины вынуждены выписывать себе через интернет филиппинок для ведения хозяйства. А у тех совсем другие намерения.

Приз за лучшую женскую роль получила российская актриса Елена Лядова, сыгравшая совсем уж неожиданную и даже эксцентрическую роль в фильме «Орлеан» Андрея Прошкина. «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль удостоен Еркебулан Дайырова, сыгравший главную роль в скромной казахстанской картине «Шлагбаум» Жасулана Пошанова, затрагивающей тему социального неравенства. В той же «Росите» были куда более крепкие актерские работы.

Спецприз жюри получила наша Ирина Евтеева за необычную картину – «Арвентур» по Александру Грину и даосистской притче, снятую на стыке анимации и игрового кино. Ее отметили с формулировкой «За особую поэзию в кино». Ирина Евтеева только и могла сказать: «Я счастлива!». И кажется, теперь получит интересное предложение от одного из влиятельных членов жюри – немецкого писателя и сценариста Фреда Брайнерсдорфера. В общем, Ирина Евтеева не прогадала, отдав свой фильм в конкурс ММКФ, не дождавшись ответа Венецианского фестиваля.

Жюри документального конкурса во главе с израильским продюсером Филиппой Коварски отметило призом «Серебряный Георгий» картину «Земля картелей» Мэттью Хейнемана (США-Мексика), вскрывающую страшную правду о наркоторговле. Жюри документалистов вменили в обязанность отсмотреть и короткометражные работы. В этой секции лидировал южнокорейский фильм «Метод ведения наблюдения снайпером» Кима Юнха о наемном убийце.

Собравшиеся почтили минутой молчания погибшего 22 июня в авиакатастрофе композитора фильма «Тотем волка» Жан-Жака Анно – Джеймса Хорнера. И часть вечера была посвящена ему. Звучала его музыка к фильму «Титаник».

Завершил церемонию президент ММКФ Никита Михалков. Он как-то ехидно произнес слова: «Закачивается 37-й, должен наступить 38-й». Юморок был странный. Михалков еще раз напомнил о главном: коллеги–кинематографисты приезжают к нам даже тогда, когда существуют запреты. « Они независимы и храбры, какими и должны быть настоящие художники» - подвел черту Никита Сергеевич. И забрал цепь у Жан-Жака Анно – символ власти председателя жюри: «Жан, я должен лишить тебя символа власти. Полиция здесь? Это страшно дорого стоит. Можно симулировать ум и доброжелательность, но юмор и темперамент невозможно. Они как деньги, есть или нет». Анно вернул цепь со словами, что расстается с ней только потому, что любит Михалкова. .

Режиссер фильмов «Любовник», «Имя розы», «Семь лет в Тибете» Жан-Жак Анно получил свой приз за вклад в мировой кинематограф, с упоминания которого мы и начали наш репортаж, из рук прямого потомка Льва Толстого (как было подчеркнуто) Владимира Толстого. В ответном слове французский классик сказал: «Я понятия не имел, что меня ждет такой приз. Когда я был студентом, и мне нужно было написать мемуары, один режиссер, бывший близким другом Эйзенштейна, спросил: «Хочешь, я покажу тебе то, что никому еще не показывал?» Он вынес книгу с рисунками. Это были раскадровки Эйзенштейна к фильму «Александр Невский». Награда впечатлила Анно: «Я настолько тронут этим знаком внимания перед зрительской аудиторией Москвы».

На этом вечер не закончился. Никита Михалков организовал еще один финал. « Я рад, что не узнал нашей прессы. Уже привык, что прежде чем начнется фестиваль, нас убирают. А на этот раз все было внимательно и благодарно. Я благодарю нашу прессу». И привел цифры: на 10 процентов пришло больше зрителей, чем в прошлые годы. «Я очень хочу, чтобы мы помянули гениального человека, имевшего два приза Московского кинофестиваля – это Федерико Феллини. Расскажу историю, которая меня очень взволновала. Ведь как бывает, сначала тебя носят на руках, а потом появляется молодое поколение и… Так происходит в своей стране. Так было с Бергманом и Феллини. Мы монтировали с ним в одно время в Италии. Встретились в перерыве на обед. У меня стала ползать бессмысленная улыбка по роже. Феллини меня не знал, но протянул мне руку. Не знаю, что со мной случилось, но я ее поцеловал. А он сожалел, что никто этого не увидел. Желаю всем тем, кто сегодня получил призы ММКФ, прожить долгую жизнь и многое сделать, и чтобы какой-нибудь молодой и сумасшедший поцеловал им руку за их творчество».