В Москве открылась выставка Рафаэля: чем художнику помешали Мадонны

ГМИИ показал 11 работ итальянского мастера

Сентябрь в Москве — чисто итальянский. В Большом гастролирует театр «Ла Скала». ГМИИ им. Пушкина представил выставку Рафаэля, а через неделю ее дополнит экспозиция работ Пиранези. Параллельно в столице начнут пульсировать еще несколько выставочно-музыкальных проектов родом из Флоренции и Милана. Все это подтверждает слова посла Италии в России Чезаре Мария Рагальини о том, что живопись и музыка составляют основу культурных отношений наших стран.

ГМИИ показал 11 работ итальянского мастера

Что касается Рафаэля, то его работы развесили на втором этаже музея, в котором итальянцы постоянные гости. Восемь живописных произведений чередуются с тремя графическими. Открывает галерею образов автопортрет мастера. Он предстает перед нами таким, каким его описывали современники: умиротворенным, гармоничным, кротким.

Кстати, в том числе благодаря покладистому характеру именно Рафаэль, а не Леонардо и Микеланджело, расположил к себе влиятельных патронов. Не обладая ни колоссальными познаниями первого, ни волей второго, он понимал, что уступает им во многих отношениях. Но пока эти индивидуальности были непредсказуемы в поступках и недоступны своим мышлением обычным людям, кроткий Рафаэль расположил к себе публику высших социальных слоев.

А вот одни из них — изображения супругов Дони (Аньоло Дони и Маддалены Строции) из Палатинской галереи палаццо Питти. Соседствует с ними знаменитая «Немая» из национальной галереи Марке в Урбино, родного города художника. Центральное место отведено «Экстазу святой Цецилии», который по силе религиозного чувства стоит в одном ряду с «Сикстинской Мадонной» и оценивается в 100 миллионов евро. Впрочем, к этой цифре близка сумма страховки большинства присутствующих картин.

— Мы бы не смогли провести эту выставку только своими усилиями, даже если бы сплясали ритуальный танец, — она удалась благодаря меценатству, — признается директор ГМИИ Марина Лошак. — Хотя почва в нашем музее была подготовлена к подобному проекту. К нам уже заезжали Рафаэли: были его «Донна Велата», «Дама с единорогом», 10 лет у нас жила великая «Сикстинская Мадонна». Между тем его Мадонны, как мне кажется, помешали этому художнику, чтобы его ощутили во всем многообразии. Ведь в его произведениях важно не только обаяние, но и драматизм.

Действительно, для многих Рафаэль остается мастером ясноликих Мадонн, известных настолько, что уже трудно оценивать их художественное качество. Тем более, этот образ размножен бесчисленными подражателями. Дешевые репродукции, развешенные повсюду, заставляют сомневаться в достоинствах общепонятного, слишком бесспорного искусства. На самом деле кажущаяся простота художника — плод глубоких раздумий, точного расчета, самоконтроля. Убеждаешься в этом, глядя на такую вещь, как «Мадонна Грандука». Это подлинная классика.

— Он изображает думающих людей, — объясняет директор галереи Уффици Айке Шмидт. — Их мысли материальны, мы их видим. Фигуры неподвижны, а их душа, мысли и эмоции движутся — в этом мы находим гений мастера.

Причем подвижность образов наблюдается и в его графике: «Мадонна с младенцем», в изображениях двух женщин. Кстати, на арт-рынке рисунки Рафаэля ценятся дороже живописных картин многих знаковых художников того периода. Например, недавно «Голову молодого апостола» Christie's продал за 48 млн долларов.

В общем, лихорадку работы Рафаэля вызывают не только среди покупателей, но и среди посетителей. Ведь билеты на выставку раскупаются за считаные минуты. Ну а самое любопытное — что нам преподнесет ГМИИ в 2020 году, когда исполнится 500 лет со дня кончины мастера.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27202 от 13 сентября 2016

Заголовок в газете: Чем Рафаэлю помешали его Мадонны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру